Необходимость маркировки товара и продукции давно стала реальностью современного товарооборота — от производства и продажи до импорта и экспорта. В грядущем году ожидается лишь нарастание процесса и присоединение к процессу маркировки новых групп продукции.
Подробнее о видах маркировки и оборудовании для ее нанесения.
Что такое маркировка и как это работает
Этот процесс необходим, чтобы государство могло полностью проследить цепочку движения продукции от момента производства или импорта на территорию страны до покупки.
Наличие маркировки товаров решает следующий перечень вопросов:
- Препятствует распространению контрафактного производства за счёт отслеживания жизненного цикла товара
- Позволяет уточнить действительный объем прибыли производителя, которые подчас пытаются скрыть
- Поможет покупателю получить необходимую информацию о продукции
На производстве или при ввозе на территорию другой страны продукцию маркируют посредством нанесения цифрового кода, фиксирующегося в торговой системе при каждом перемещении товара. Товар списывается из системы при покупке или в результате порчи или кражи, и таким образом система контролирует полный цикл от появления продукции до изъятия ее из оборота. Контролирующие организации имеют доступ к полной информации об истории каждой единицы товара и могут при необходимости узнать местонахождение той или иной товарной единицы.
Покупатель, решивший получить информацию о товаре, может считать код с помощью мобильного телефона и по приложению установить, откуда товар, где он зарегистрирован и является ли сертифицированным. Эта единая цифровая система, охватывающая зарегистрированные товары по всей стране, носит название «Честный знак». Система разбита на разделы, посвященные конкретными группам товаров. К примеру, табачному производству посвящена Информационная система мониторинга оборота табачной продукции (ИС МОТП), в которой можно уточнить данные по приобретенным сигаретам. Любое производство и последние при импорте и экспорте товара обязаны зарегистрироваться в этой системе, чтобы предоставить сведения о жизненном цикле своей продукции.
«Честный знак» при этом интегрируется в системы ФНС РФ, Роскачества, Россельхознадзора, Росаккредитации и других. Таком образом, потребитель, скачавший приложение или воспользовавшийся им, получает доступ к информации о товаре не только в ключе акцизы или производства, но ко всей информации, которая есть о данной продукции на территории страны.
Скачать приложение на смартфон можно и в Google Play, и в App Store.
Какие товары подвергнутся маркировке с 2020 года
Ранее обязательной маркировке подвергались в России только алкогольные напитки и изделия из натурального меха.
Данные об алкогольной продукции формировались в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) под кураторством Росалкогольрегулирования. Меховые изделия самостоятельно отслеживает налоговая с помощью системы «Маркировка».
В 2019 году, согласно постановлению правительства № 224 от 28.02.2019, список продукции, подлежащей обязательной маркировке, расширился и включил в себя:
- Фрагрансы
- Шины и пневмопокрышки
- Дамский трикотаж
- Верхнюю одежду
- Белье, как нижнее, так и кухонное, столовое, туалетное, постельное
- Фотоаппараты и световая аппаратура к ним
С 01.03.2020 в этот список войдут:
- Обувь (кроме продающейся в дьюти-фри, возвращенной в гарантийный срок покупателями при покупке в розницу, хранящейся на территории производителя и произведенной для экспорта в страны ЕАЭС (до введения маркировки)
- Медикаменты
- Пиво
- Молоко
Товары, которые планируют маркировать в ближайшем будущем
До 2021 года правительство планирует ввести маркировку на забойный скот. В ближайшее время законопроект о маркировке коров, коз, овец и т.д. будет вынесен на рассмотрение в Госдуму. Цель правительства при введении практики маркировки животных — отследить жизненный цикл туши от скотобойни до производства колбас и прилавка в магазине.
До 2024 года практику мониторинга продукции планируется внедрить повсеместно, чтобы отследить путь как можно большего количества товаров.
Если производимая продукция подпадает под ближайшие цели правительства по маркировке, то необязательно ждать сроков официального введения маркирования товара. Этот процесс можно инициировать самостоятельно, что позволит пройти процедуру добровольно, с большим запасом времени, иногда необходимого, чтобы правильно оформить документацию на товар.
Цели маркировки
Введение цифровой кодировки необходимо для того, чтобы без помех отслеживать полный цикл продукции в товарообороте. Вся схема от производства или ввоза до реализации должна быть полностью прозрачна, отчёты по логистике должны точно отвечать, как перемещается по стране товар. Только таким образом можно гарантировать потребителю заявленное качество продукции и контролировать ее подлинность.
Также введение маркировки достаточно эффективно борется с контрафактом, что позволяет защищать интересы легального бизнеса и повышать процент взыскуемых в пользу государства налогов.
Системы маркировки товаров, которая включала бы в себя все группы продукции, не существует нигде в мире. Чаще всего используются более локальные версии, распространяемые на какой-то определенный класс товаров, чаще всего на конкретную акцизу.
Система «Честный знак» является уникальной, и ,помимо отслеживания маркированной продукции, доказывает лидерство России в этой отрасли.
Перечень продукции для обязательной маркировки
Табачные компании началом маркировку сигарет и папирос с 01.06.2019 . Прочие табачные продукты подлежат маркированию с июня 2020 года.
Также с июня 2019 тестовой версии маркировки подлежит обувная продукция, а несколько компаний по производству обуви начали эксперимент ещё в 2018 году.
Также в 2020 году в этот список войдут аптеки и медицинские компании, производящие препараты высокой стоимости. С декабря к ним присоединятся фрагрансы( как духи, так и ароматические воды), фотоаппараты и сопутствующие им товары, шины и лёгкий текстиль.
Сайт «Честного знака» сообщает, что с января 2020 года начнется обязательная маркировка медицинских препаратов.
Также на следующий год запланированы на маркирование пивные продукты и молоко.
В течение шести следующих лет система «Честного знака» по планам должна охватить все группы продукции — от табака и препаратов до одежды и продуктов детского питания.