Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)
1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;
цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
гарантийный срок, если он установлен;
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;
информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 21.12.2004 N 171-ФЗ.
Судебная практика и законодательство — ФЗ о защите прав потребителей. Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 05.12.2022)
«О защите прав потребителей»
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Основные понятия, используемые в настоящем Законе:
потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
изготовитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;
исполнитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
продавец — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;
абзац утратил силу. — Федеральный закон от 21.12.2004 N 171-ФЗ;
недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;
безопасность товара (работы, услуги) — безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги);
уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее — уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) — организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества;
импортер — организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации;
владелец агрегатора информации о товарах (услугах) (далее — владелец агрегатора) — организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем наличных расчетов либо перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 настоящего Закона и Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
Глава I. Общие положения
Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
Статья 2. Международные договоры Российской Федерации
Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей
Статья 4. Качество товара (работы, услуги)
Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)
Статья 6. Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара
Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)
Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)
Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце, владельце агрегатора)
Статья 11. Режим работы продавца (исполнителя)
Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, владельца агрегатора) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)
Статья 13. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей
Статья 14. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)
Статья 15. Компенсация морального вреда
Статья 16. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, запреты и обязанности, налагаемые на продавца (исполнителя, владельца агрегатора)
Статья 16.1. Формы и порядок оплаты при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг)
Статья 17. Судебная защита прав потребителей
Глава II. Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям
Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков
Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара
Статья 20. Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)
Статья 21. Замена товара ненадлежащего качества
Статья 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
Статья 23. Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя
Статья 23.1. Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю
Статья 24. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества
Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества
Статья 26. Утратила силу
Статья 26.1. Дистанционный способ продажи товара
Статья 26.2. Правила продажи отдельных видов товаров
Глава III. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)
Статья 27. Сроки выполнения работ (оказания услуг)
Статья 28. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)
Статья 29. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
Статья 30. Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
Статья 31. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
Статья 32. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)
Статья 33. Смета на выполнение работы (оказание услуги)
Статья 34. Выполнение работы из материала исполнителя
Статья 35. Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя
Статья 36. Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок
Статья 37. Порядок и формы оплаты выполненной работы (оказанной услуги)
Статья 38. Утратила силу
Статья 39. Регулирование оказания отдельных видов услуг
Статья 39.1. Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям
Глава IV. Государственная и общественная защита прав потребителей
Статья 40. Федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей
Статья 41. Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, владельца агрегатора) по предоставлению информации органу государственного надзора
Статья 42. Утратила силу
Статья 42.1. Полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей
Статья 42.2. Передача осуществления полномочий органа государственного надзора органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Статья 42.3. Подача и рассмотрение обращений потребителей
Статья 43. Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления
Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)
Статья 46. Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей
Судебная практика и законодательство — ФЗ о защите прав потребителейСудебная практика высших судов РФ
«Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за 2016 год»
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ст. 44 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 476) и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей», Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 412).
Положение Банка России от 16.11.2016 N 558-П
(ред. от 02.03.2021)
О правилах формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни
взысканные судом со страховщика в пользу истца (страхователя, застрахованного, выгодоприобретателя) суммы на компенсацию судебных издержек, морального вреда и прочие выплаченные страховщиком суммы, связанные с процессом урегулирования убытков, расходы, предусмотренные Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140; 1999, N 51, ст. 6287; 2002, N 1, ст. 2; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; N 52, ст. 5275; 2006, N 31, ст. 3439; N 43, ст. 4412; 2007, N 44, ст. 5282; 2009, N 23, ст. 2776; N 48, ст. 5711; 2011, N 27, ст. 3873; N 30, ст. 4590; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; 2013, N 27, ст. 3477; N 51, ст. 6683; 2014, N 19, ст. 2317; 2015, N 29, ст. 4359; 2016, N 27, ст. 4198), прочие судебные расходы.
Решение Верховного Суда РФ от 05.06.2015 N АКПИ15-362
Правительство Российской Федерации, осуществляя правовое регулирование отношений по поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, установило, что для заключения договора поставки газа заявитель при направлении оферты прилагает к ней копию договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Эти положения Правил не могут рассматриваться как ущемляющие права потребителей, предоставленные им Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», и противоречить принципу свободы договора.
Решение Верховного Суда РФ от 25.05.2015 N АКПИ15-365
Гражданин С.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, Закону Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» и ограничивает права собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
Маркировка представляет собой обозначение, расположенное на продукте или на его упаковке. Это может быть текст или рисунок. Маркировка требуется для того, чтобы отобразить главную информацию о товаре. Используется также для идентификации продуктов. Предназначена в основном для потребителей.
Базовые функции маркировки
Базовая функция маркировки – информационная. То есть условное обозначение позволяет донести до потребителя информацию о продукте. Производитель на основании ФЗ «О защите прав потребителей» обязан предоставить потребителю сведения об изделии. Для этого и используется маркировка. Она позволяет отобразить эту информацию:
Вторая по важности функция – идентифицирующая. То есть по маркировке можно идентифицировать товар, определить его соответствие нормативным актам, ГОСТам, соглашениям о безопасности. Еще одна значимая функция – мотивационная. Обозначение позволяет привлечь внимание к товару, сделать его более привлекательным для потребителей.
Правовая природа маркировки товаров как инструмента обеспечения надлежащего качества.
Какую продукцию требуется маркировать
Некоторые товары в обязательном порядке сертифицируются. На них получают декларацию о соответствии. Перечень такой продукции содержится в Постановлении Правительства №982 от 1 января 2009 года. Этот товар нужно промаркировать. Сертификация также может быть добровольной. Однако маркировка не всегда связана с сертификацией. Ее дополнительная функция – передача информации потребителю. По этой причине обозначения наносятся на большую часть товаров. Указания на необходимость нанесения маркировки содержатся в Постановлении Правительства №55.
Вопрос: В какой графе электронного УПД нужно указать код маркировки товара (табачной продукции), подлежащего маркировке?
Посмотреть ответ
Требования к маркировке
Маркировка – это первый блок информации, которую видит покупатель. По этой причине она должна отображать те сведения, которые будут полезны потребителю. К маркировке предъявляются требования:
Рассмотрим общие требования к обозначениям:
Текст маркировки должен быть однозначным. Потребитель не может интерпретировать текст двояко. Если имеет место двоякое толкование, это может привести к угрозе безопасности.
Вопрос: Является ли организация — подрядчик по договору с другой организацией об изготовлении одежды из натурального меха производителем, отвечающим за маркировку товара?
Посмотреть ответ
Структура маркировки
Маркировка включает в себя три главных элемента: текст, рисунок и информационное обозначение:
Возможно сочетание всех трех элементов. Однако упаковка не должна быть перегружена обозначениями. Маркировка – это краткая и лаконичная передача сведений.
Разновидности маркировок
Маркировка подразделяется на типы в зависимости от того, кто и с какой целью ее наносит.
Производственная
Производственная маркировка – это обозначение, которое наносится самим производителем. Нанесение выполняется в соответствии с ФЗ «О защите прав», а также различными техническими регламентами. Рассмотрим базовые разновидности производственных маркировок:
Выбор типа маркировки зависит от типа продукции и способов ее подачи.
Торговая
Торговая маркировка представляет собой обозначение, которое наносится поставщиком или продавцом. Рассмотрим разновидности торговых обозначений:
Производственная маркировка несет в себе данные о продукции, а торговая – о продавце. Вторая обычно наносится не на товар, а на бумагу. Должна соответствовать Постановлению Правительства №55.
Особенности маркировки некоторых категорий товаров
Требования к маркировке пищевой продукции изложены в ТР ТС 022/2011. В частности, в обозначении должна содержаться эта информация:
По желанию изготовитель может указать дополнительные сведения: отсутствие ГМО, консервантов. Однако эту информацию нужно подтвердить документами на продукцию. В отношении ряда товаров действуют особые правила. К примеру, если это кофе, нужно указать, что продукцию не рекомендуется употреблять при беременностях и ряде болезней.
Требования к маркировке парфюмерии и косметики изложены в пункте 9 статьи 5 ТР ТС 009/2011. Обозначение должно содержать эту информацию:
В отношении ряда парфюмерно-косметических изделий действуют особые правила. К примеру, если это окрашивающие средства, нужно указать процент содержания тона. Если это зубная паста, требуется обозначить процент фторида.
В маркировке к одежде нужно указать эти сведения:
Если это меховые изделия, нужно обозначить тип меха, способ его обработки, размер.
Ответственность за неправильную маркировку
Ответственность за неверную маркировку оговорена Кодексом об административных правонарушениях. В частности, это:
Если отсутствие маркировки стало причиной нанесения вреда потребителю, штраф увеличивается в три раза. Также предусмотрен штраф за отсутствие маркировки. Регулируется он статьей 171.1 УК РФ. Размер штрафа колеблется от 2 до 300 000 рублей. Точный размер штрафа зависит от статуса виновного лица: ЮЛ или ИП, а также от объема продукции без условных обозначений. Товар, на котором нет маркировки, конфискуется. Отсутствие обозначений на продукте – это уголовное преступление. Тяжесть проступка связана с угрозой безопасности потребителя.
Рассмотрим противоправные действия, связанные с операциями с товарами без маркировки:
Тяжесть наказания зависит также от масштабов противоправных операций: крупный и особо крупный. Еще один нормативный акт, устанавливающий наказание за отсутствие маркировки, – пункт 53 Положения о поставках. Согласно ему при отсутствии маркировки или при ее ненадлежащем нанесении поставщик должен оплатить штраф в размере 5% от стоимости товара. Штраф уплачивается в пользу покупателя. Допустимо отсутствие обозначений на товарах, которые не подлежат маркировке. Если продавец получил от поставщика немаркированные товары, он имеет право нанести обозначения. Допустимо также изменение маркировки. Покупатель имеет право настоять на том, чтобы продавец нанес обозначения. Если он не сделает этого, лицо может отказаться от покупки.
ВАЖНО! Продавцу следует настоять на том, чтобы в договоре поставки содержались требования к маркировке. В обратном случае поставщика будет сложно привлечь к ответственности.
Нормативные акты
Ответственность за отсутствие маркировки устанавливается статьей 171.1 УК РФ. Рассмотрим масштабы правонарушений:
Ответственность при некрупных размерах может быть административной. Она предполагает штраф, а также конфискацию товара. Если противоправное действие квалифицируется по статье 171 УК РФ, ответственность может быть такой:
Квалификация противоправного действий – основа назначения наказания.
Судебная практика
В суде редко положительно рассматриваются дела по статье 171.1 УК РФ. Как правило, эта статья добавляется к другим правонарушениям. К примеру, лицо реализует алкогольные напитки без сопутствующих документов. Это основная статья, по которой назначается ответственность. К ней присоединяется статья об отсутствии маркировки.
Для чего нужна маркировка
Символы и знаки, нанесенные на упаковку, позволяют потребителю получить максимум информации о приобретаемых продуктах. При помощи чертежей, рисунков и установленной ГОСТ маркировки товара покупатели узнают, из чего изготовлено изделие, каков его срок и порядок хранения и какие у него потребительские свойства.
В законе № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» говорится, что изготовители обязаны информировать своих покупателей об основных характеристиках продукта. По правилам, этикетка обязана состоять из названия товара, товарного знака, штрихкода, а на упаковке необходимо отразить сведения о стране-изготовителе, наименовании и адресе производителя, технических, потребительских и эксплуатационных свойствах, содержании продукции, объеме и весе, сроке годности и хранения и других качеств.
Маркирование позволяет потребителю не только ознакомиться с конкретными свойствами изделия, но и идентифицировать определенный товар и его производителя. По указанным на упаковке маркерам видно, соответствует ли продукция государственным стандартам и требованиям безопасности, была ли произведена обязательная или добровольная сертификация, имеет ли изделие специфические характеристики или особенности в производстве и потреблении.
Как работает национальная система маркировки
Система маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров введена Постановлением Правительства № 515 от 26.04.2019. Участники товарного оборота обязаны маркировать некоторые продовольственные и непродовольственные товары. Обязательная идентификация продукции касается организаций и ИП, которые занимаются (ст. 9 соглашения о маркировке товаров, п. 19 ст. 2 381-ФЗ от 28.12.2009):
Правительство утвердило перечень продукции, которую надо маркировать (РП РФ № 792-р от 28.04.2018). Кроме того, обязательной маркировке подлежат лекарственные препараты (ч. 4, 5 ст. 67 61-ФЗ от 12.04.2010, п. «б» ПП РФ № 1557 от 14.12.2018).
Полученный маркер в машиночитаемой форме наносят на товар, упаковку или другой материальный носитель (п. 4 правил из ПП РФ № 515). Если в одной таре несколько фасованных товаров, маркер наносят на групповую упаковку. В ТР ТС 022/2011 указано, допускается ли на групповой упаковке не указывать количество упакованной пищевой продукции, — если свойства групповой упаковки позволяют идентифицировать сведения о количестве продукции и подсчитать число потребительских упаковок, общее количество разрешено не указывать (п. 3.2 решения комиссии таможенного союза № 881 от 09.12.2011).
Какую продукцию маркировать обязательно
Товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, указаны в Распоряжении Правительства № 792-р от 28.04.2018. Обязательно маркируйте:
Сроки обязательной идентификации для каждого вида продукции определяет правительство. Если товары не включены в перечень из РП № 792-р, то маркеры являются добровольными. К примеру, маркировка спортивных товаров пока не обязательна, но многие производители отражают на упаковке коды с информацией об изделии.
Производителям, импортерам и реализаторам необходимо маркировать товары, для которых правительство утвердило отдельные правила маркировки (п. 12 ст. 2 381-ФЗ). Их маркируют поэтапно — в сроки, установленные правительством.
Где найти требования к маркировке
Все требования к маркировке упаковки приводятся в государственных стандартах к различным видам изготавливаемой продукции. Любое обозначение на упаковке — это непосредственная информация для покупателя. Все обозначения наносятся четко, а надписи указывают разборчиво. Знаки делают контрастными, чтобы они выделялись и не сливались с дизайном упаковки. Символика не должна испортиться от времени хранения, эксплуатации и воздействия внешней среды (промокнуть или выгореть на солнце). На маркерах рекомендуется отобразить максимальное количество сведений о потребительских свойствах товара, в том числе и о специфических условиях использования.
Ключевые требования не зависят от сферы применения продукции потребителем:
Вот примерный ответ Гигтест о том, какие данные должны быть указаны на прикрепленном или наклеенном маркировочном ярлыке для пищевой продукции при доставке продуктов (п. 6.1.5 Постановления главного государственного санитарного врача № 32 от 27.10.2020):
Ответственность за корректность и достоверность указанных на упаковке данных несет лицо, непосредственно выполняющее нанесение.
Виды маркировок
Основные виды маркировки товаров подразделяются на производственные и торговые. Группировка осуществляется в соответствии с целевым применением символики.
Производственные обозначения наносятся непосредственно изготовителем в соответствии с положениями закона о защите прав потребителей и других нормативно-правовых актов. К производственным маркерам относятся этикетки, кольеретки, различные вкладыши, бирки, ярлыки и контрольные ленты. Иногда производители проставляют на продукции (или на упаковку) штампы или клеймо. Тип маркера зависит от вида изделия и области его применения. Символика необходима для сертификации качества и безопасности потребления и защиты изготовленной продукции от подделок.
Торговые маркеры используют поставщики, реализаторы или магазины, которые продают товар. При помощи торгового маркирования потребители получают информацию о продавце и о цене изделия. К торговой маркировке относятся кассовые и товарные чеки, ценники.
Сам маркер обычно состоит из текста, рисунка и информационных обозначений. Часто на одну упаковку наносят как все виды маркирования, так и каждый по отдельности.
Идентификатор маркирования в рамках национальной системы маркировки — это специальный код Data Matrix. Кодировка представляет собой уникальную последовательность символов, ее генерирует оператор маркировки в системе «Честный знак» после того, как участник товарооборота внесет сведения о продукции. Код позволяет отследить путь продукта от производителя до конечного потребителя.
Текстовые обозначения — это наиболее полноценное сообщение, в котором потребитель видит обязательные и важные сведения о товаре. Текстовая часть наносится в соответствии с ГОСТ.
Рисунок или эмблема включает более емкие данные, которые, тем не менее, передают специфическую потребительскую информацию. Некоторые изображения, благодаря своему визуальному эффекту, способны поднять продажи того или иного продукта.
Информационное обозначение — это совокупность зашифрованных данных в виде определенных общепринятых символов. Такие маркеры показывают покупателям гораздо больше некоторых текстовых указаний. К такой информации относятся штриховые кодировки и QR-коды, товарные знаки, символы по уходу и эксплуатации изделий, значения безопасности, экологичности и осознанного потребления.
Для некоторых товаров требования по нанесению определяются отраслевыми нормативами. К примеру, в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 разъясняется, какая информация должна быть указана, если отсутствует оригинальная маркировка на емкости с рабочими растворами дезинфицирующих и моющих средств — название средства, его концентрация, дата изготовления, срок годности (Постановление главного государственного санитарного врача № 32 от 27.10.2020).
Как наказывают за нарушения по маркировке
Статья 14.46 КоАП определяет меру ответственности за нарушение при маркировании продуктов, подлежащих соответствию в обязательном порядке.
Если товар, обязательный к маркированию, промаркирован неправильно, должностных лиц оштрафуют на сумму от 10 000 до 20 000 рублей, юридических лиц — от 100 000 до 300 000 рублей (ч. 1 ст. 14.46 КоАП РФ). Если нарушения стали причиной вреда жизни или здоровью потребителя, то штраф для должностного лица составит от 30 000 до 50 000 рублей, а для юридического лица — от 700 000 до 1 000 000 рублей.
За производство и ввод в оборот, продажу товаров, которые подлежат обязательной маркировке, без нанесения, придется заплатить (ч. 1 ст. 15.12 КоАП РФ):
За продажу, хранение, перевозку и покупку для сбыта продукции без нанесенного маркера должностных лиц оштрафуют на 5000-10 000 рублей, организацию — на 50 000-300 000 рублей (ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ).
Если товар, обязательный к маркированию, не промаркирован, накажут и по ст. 171.1 УК РФ. Уголовная ответственность за отсутствие маркировки предусматривает (ч. 1 ст. 171.1 УК РФ):
Кроме того, продукцию без нанесения конфискуют. Исключение — товары легкой промышленности, которые включены в перечень из ПП РФ № 180 от 07.03.2014. За нарушения такую продукцию изымут из оборота и уничтожат (п. 2.1 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ, Постановление ВС РФ № 29-АД21-4-К1 от 01.10.2021).
Требования для отдельных категорий товаров
Маркирование упаковки и самой продукции производится в строгом соответствии с Государственным стандартом РФ, Международным стандартом и Техническим регламентом Таможенного союза.
Обязательная маркировка легкой промышленности введена с 01.01.2021 (ПП РФ № 1956 от 31.12.2019). Порядок определяет статья 9 решения комиссии Таможенного союза № 876 от 09.12.2011 (ред. от 22.12.2020) о принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (вместе с «ТР ТС 017/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности продукции легкой промышленности»). В маркер включают сведения о названии продукции, о стране-производителе, наименовании изготовителя и его юридический адрес, дату производства и номер партии, товарный знак (при наличии), содержание сырья, размер и проч.
Этот же стандарт закрепляет требования к маркировке одежды. Маркирование одежды и других изделий из текстиля дополнительно включает вид и массовую долю натурального и химического сырья в материале, название модели, символы и инструкцию по уходу за изделием.
Пищевые продукты маркируются в соответствии с ГОСТ Р 51074-2003. Указываются сведения:
Требования к маркировке непродовольственных товаров установлены ГОСТ Р 51121-97. Информация для потребителя должна включать:
Статья 9. Требования к маркировке продукции из решения комиссии Таможенного союза от 09. 2011 № 876 (ред. от 09. 2016) о принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности»
1. Маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.
Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию:
2. В зависимости от вида и назначения продукции легкой промышленности маркировка должна содержать следующую информацию:
Для одежды и изделий из текстильных материалов дополнительная информация должна содержать:
Для трикотажных и текстильных полотен, штучных изделий из них, ковров, одеял, покрывал, штор дополнительная информация должна содержать:
(в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 09.08.2016 № 60);
(см. текст в предыдущей редакции);
Для обуви дополнительная информация должна содержать:
Для одежды и изделий из меха дополнительная информация должна содержать:
Для кожгалантерейных изделий дополнительная информация должна содержать:
Для кож дополнительная информация должна содержать:
Для шкурок меховых дополнительная информация должна содержать:
3. Маркировка и информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства — члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю.
Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием букв латинского алфавита.
4. Не допускаются указания «экологически чистая», «ортопедическая» и другие аналогичные указания без соответствующих подтверждений.