Одна из важнейших рабочих характеристик грузовых автомобилей – грузоподъемность, которую определяет конструкция не только самого ТС, но и автошины. Покрышка, испытывающая значительное давление со стороны собственного веса ТС и массы груза, должна обеспечивать хорошее сцепление с дорожным покрытием, устойчивость автомобиля и его хорошую управляемость.
Грузовой индекс шин, характеризующий их допустимую грузоподъемность, и индекс допустимой скорости указываются в маркировке, которая наносится на боковую поверхность авторезины.
На боковину грузовых (и не только грузовых) шин производителем наносится важная техническая информация: типоразмер шины, индекс скорости и нагрузки, тип шины (камерная TT / бескамерная TL), нома слойности и проч.
315 / 80 R 22.5
12.00 и 11 — ширина профиля в дюймах
R — тип каркаса шины (R — радиальный). Если шина диагональная, тогда вместо «R» пишется «-» (тире, дефис).
315 — ширина профиля в мм.
80 — высота профиля в процентах от ширины.
22.5 — посадочный диаметр в дюймах
12.00R20 — ширина профиля 12 дюймов, высота, обозначенная через точку двумя нулями (00) — 100% от ширины профиля.
Еще один пример: 8.25r16:
ширина профиля 8.25, высота от 87% до 100%
У легкогрузовых шин часто встречается латинская буква С (Commercial) после значения диаметра обода. Это означает, что шина предназначена для легких коммерческих автомобилей (фургоны, микроавтобусы и тд).
Помимо типоразмера, на боковину шины также наносится один из важнейших параметров — индекс «скорость/нагрузка».
Например, у грузовой шины 10.00 R20 AEOLUS HN06 этот индекс — 146/143 L
146 — индекс нагрузки на шины при установке не в спарке (одинарная установка), цифра 143 — индекс нагрузки при установке в спарке, L — непосредственно индекс скорости.
Следующие справочные таблицы помогут вам разобраться, какая именно скорость и нагрузка максимально допустима для вашей шины.
Таблица индексов скорости легкогрузовых и грузовых шин:
Таблица индексов нагрузки легковых и грузовых шин:
При выборе грузовых шин очень важно выбрать именно ту резину, которая будет подходить под конкретные задачи, иметь подходящие характеристики и, что немаловажно, с понятными допустимыми значениями предельных нагрузок. Для подбора можно использовать знаки, непосредственно нанесенные на боковину.
Обычно самые крупные обозначения это: — бренд производителя
Если с брендом и моделью все ясно, то на типоразмере стоит остановиться подробней.
Разберем маркировку грузовой радиальной шины 315/70R22.5. Первое число 315 — ширина протектора. Причем, ширину ленты протектора, а не расстояние между крайними гранями противоположных ребер рисунка протектора.Второе число 70 — высота боковины в процентах от ширины протекторной части. Например, 315/70 означает 70% от 315. Следующим элементом в маркировке размерности является латинская буква R указывает на конструкцию грузовой шины — радиальная. Обратите внимание: существует ошибочное мнение, что R — это сокращение от Radius. Оставшиеся цифры 22.5 — посадочный диаметр грузовой шины. В случае 315/70R22.5 эта величина равна 22.5 дюйма.
Наиболее важными параметрами авторезины являются ИНДЕКС МАКСИМАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ и ИНДЕКС МАКСИМАЛЬНОЙ СКОРОСТИ, которые определяют максимальные границы безопасной эксплуатации. ИНДЕКС МАКСИМАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ большинства грузовых шин включает в себя обозначение из двух чисел, разделенных наклонной чертой, но также встречается обозначения из одного числа и буквы, например на прицепных и вездеходных покрышках. Первое число — нагрузка при односкатной ошиновке, второе число — при установке в паре. Как правило, второе число меньше. Это связано с тем, что при спаренной установке колес возникает неоднородная нагрузка на каждую шину при определенных условиях. Например, при наезде на неровность, яму, камень.
Сразу за цифровым обозначением следуем буквенное обозначение ИНДЕКСА МАКСИМАЛЬНОЙ СКОРОСТИ. Каждая буква латинского алфавита соответствует определенному значению максимальной скорости для данной шины.
Иногда на авторезине встречается двойное обозначение, например, 146/143M и рядом 143/141L. Такой вид обозначения дает информацию о допустимых нагрузках при эксплуатации на разных скоростях, то есть, если вы хотите загружать больше, то необходимо двигаться медленнее.
Индекс скорости грузовых автопокрышек
Индексы нагрузки и скорости наносятся рядом на боковую сторону грузовой шины. Показатель максимально допустимой скорости характеризуется латинской буквой. Чем ближе латинская буква к концу алфавита, тем больше скорость, на которую рассчитана авторезина. Для троллейбусов и карьерной спецтехники обычно выбирают автопокрышки не ниже категории E, поскольку для этих ТС существуют жесткие ограничения по скорости. Для техники, предназначенной для эксплуатации на магистралях, выбирают покрышки с повышенным допустимым скоростным режимом.
Таблица индексов скорости грузовых шин:
Типоразмеры и другие характеристики шин
Помимо показателей, ограничивающих нагрузку и скоростной режим, на боковой стороне авторезины указывают размерные характеристики. В европейской маркировке указывают:
Пример маркировки: 286*75*R15:
В обозначении, наносимом на поверхность автопокрышки, дополнительно могут присутствовать буквы, символы и цветовые обозначения:
Правила расшифровки индексов нагрузки грузовых шин
Грузовой индекс, указываемый производителем, характеризует максимально допустимый вес, который может выдержать автошина. Это не строгая величина, допускается кратковременное превышение на 20-30 %. Но постоянный перегруз приведет к быстрому износу авторезины. Чем выше грузоподъемность автопокрышки, тем мощнее ее каркас и плотнее резина, и тем ниже амортизационные способности и комфорт поездки.
Значение индекса нагрузки отражается в маркировке. В обозначении могут указываться два числа через косую черту. В этом случае первое число характеризует максимально допустимую нагрузку для одинарной шины, а второе – для сдвоенной. Есть еще один особый случай – многослойные усиленные автошины. Их наличие характеризуют литеры EL (Extra Load) или Reinforced. Для таких автопокрышек к указанному индексу нагрузки можно добавить три единицы, то есть их можно эксплуатировать при повышенных нагрузках.
Для определения максимально допустимого веса, приходящегося на одно колесо грузового автомобиля, в соответствии с индексом нагрузки шины используется специальная таблица.
Дополнительная маркировка грузовых шин.
Сокращение от английских слов MUD (грязь) и SNOW (снег). Данный вид маркировки указывает на то, что авторезина способная обеспечить уверенное движение в период межсезонья, например, при небольшом первом снеге, когда летняя резина не обеспечивает должное сцепление с дорожным покрытием. Обращаем Ваше внимание на то, что присутствие знака M S не является признаком зимней резины!
Известна как «Альпийская горка». Наличие этой маркировки подтверждает, что тяговые и сцепные свойства грузовой шины на льду и снеге соответствуют минимальным требованиям безопасной эксплуатации в холодное время года. Чтобы получить такой знак, покрышка проходит серию специальных тестов в сторонних организациях на аккредитованном оборудовании по специальному регламенту.
Норма слойности. Эта маркировка обозначает несущую способность и непосредственно связана с прочностными характеристиками — чем больше цифра, тем большее давление воздуха способна выдержать шина, соответственно большую нагрузку. На шинах европейских производителей и китайских шинах, поставляемых в Европу, встречается альтернативная буквенная маркировка: LR H — 16PR, LR J — 18PR, LR L -20PR, LR M — 22PR, LR N — 24PR.
По этой маркировке можно узнать предназначена ли грузовая резина для эксплуатации с пневматической камерой или без неё. Tubeless (TL) — бескамерная, Tube Type (TT) — необходимо использовать с пневматической камерой.
Знак маркировки означает, что авторезина произведена по технологии, позволяющей нарезать протекторный рисунок по мере износа заводского слоя.
Маркировка говорит о том, что на протекторной части есть индикаторы износа, по которым возможно ориентироваться для принятия решения о нарезке протектора, перестановке или замене резины. Индикаторы чаще всего расположены в ламелях и их расположение может быть дополнительно обозначено стрелками на боковине.
Расшифровывается как Professional Off-Road — профессиональные внедорожные. Такую маркировку чаще всего можно увидеть на авторезине, созданной для особых условий эксплуатации: строительная грузовая резина, вездеходные покрышки, карьерная авторезина и другие.
Off The Road — устанавливаются на внедорожных колесных машинах.
Non Highway Service — для эксплуатации на бездорожье, не для дорог общего пользования.
Multi-Purpose Tires — шины для смешанных условий эксплуатации.
Mobile Crane Service — шины для автокранов.
No comment