Каждый автолюбитель обращал внимание на наличие букв и цифр в одном из углов стекла автомобиля. И кажется, что это просто набор непонятных обозначений. Но на самом деле маркировка несет много информации. Именно таким образом можно узнать тип стекол, дату выпуска, кто произвел автостекло и каким стандартам оно соответствует. А как это сделать, описано далее.
Часто, когда поднимается тема аутентичности того или иного автомобиля, для определения правильной комплектации и года выпуска обращают внимание на маркировку стекол. По-хорошему, шифр на маркировке стекол должен совпадать хотя бы по году выпуска.
На стеклах, выпускаемых заводом БОР, в 1970-х была принята следующая маркировка:
Цифра слева — год выпуска, три буквы — тип, буква справа — месяц. Такая маркировка встречается на стёклах до 1978 года.
В 1980-х маркировку видоизменили: Надпись БОР вверху с большими буквами в форме эллипса, а под ней длинная черта. Цифра слева от черты — год, буква справа — месяц.
Расшифровка маркировки:
Цифра — это последняя цифра года выпуска.
Буква — это месяц:
А — январь,
Б — февраль,
В — март,
Г — апрель,
Д — май,
Е — июнь,
Ж — июль,
И — август,
К — сентябрь,
Л — октябрь,
М — ноябрь,
Н — декабрь.
Буквы «З», «Ё» и «Й» исключены из шифра.
Сокращения типов стекол:
ТПП — триплекс полированный плоский;
ТПГ — триплекс полированный гнутый;
ЗПП — закаленное стекло полированное плоское;
ЗНП — закаленное стекло неполированное плоское;
ЗПГ — закаленное стекло полированное гнутое;
ТП — теплопоглощающее стекло;
ЗП — солнцезащитная полоса;
ЭО — электрообогрев;
ПР — прозрачное стекло.
На ранних стёклах маркировка наносилась белым или серым цветом. С середины 1980-х цвет маркировки стёкол — чёрный.
Маркировка стекол автомобиля содержит всю информацию о производителе, год выпуска детали, класс материала, тип изготовления. Эта информация помогает при покупке автомобиля на вторичном рынке и если нужно заменить штатный расходник.
Гравирование лобового VIN-кодом помогает предотвратить кражу авто: ворам трудно избавиться от защитной маркировки. Производители обязаны клеймить поверхность согласно принятому стандарту. Для легкого прочтения информации ее наносят в правом нижнем углу.
Типы маркировок автостекол
Все обозначения наносятся травлением поверхности химическим составом либо используется гравировка. Производитель может указать как отдельный бренд, таки и главную компанию. Например, крупнейший производитель автостекол в Азии – японская компания Asahi Glass Company — выпускает продукцию под брендами Splintex, Temperlite, Asahimas, БОР, AGC Automotive, Asahi, Lamisafe, AP Tech. В номере может присутствовать как название головной компании, так и подразделений.
На 2019 год существуют 5 типов маркировки для автостекла, 95 % производителей используют либо американский, либо европейский стандарт обозначения. В номер стекла входит:
Американский стандарт – FMVSS 205. Автомобильные детали, сертифицированные по этому стандарту, должны иметь информацию, подтверждающую безопасность изделия. Для стекольной продукции принята классификация вида ASI M461 DOT 183, где первые три знака обозначают:
В Европе стекла для автомобиля маркируют буквой Е, возле которой стоит цифра страны-сертификатора. Европейская норма, которую придерживается большинство стран, в том числе Беларусь, Турция, Япония, проводится согласно протоколу E2 43R 001 207. В маркировке автостекол присутствуют римские цифры:
- V – боковое с пониженным коэффициентом светопропуска до 70 %.
- V-VI – двойное боковое с коэффициентом светопропуска ниже 70 %.
Китайские бренды обозначают свою продукцию согласно внутреннему протоколу качества. Гравируется логотип – три буквы «С» в овале. В номер вносится тип применяемого материала:
Прочитать, что обозначает маркировка автомобильных стекол, несложно, если знать основные моменты. Производитель использует в номере все сертификаты, согласно которым он проверял продукцию. Стандартная расшифровка:
Следующие обозначения не обязательны:
Дополнительная маркировка расходника указывает на его качественные особенности. Производители используют картинки, значки и символы:
Подбор стекла для автомобиля
Лобовой щиток увеличивает жесткость кузова и испытывает постоянную механическую нагрузку, поэтому автостекло подбирается строго по марке машины. Рекомендации о покупке расходника только оригинального исполнения вызывают у водителей раздражение, ведь производители устанавливают на свою продукцию высокие цены.
Можно подобрать оригинальное стекло на вторичном рынке по номеру, если точно известна маркировка штатной детали. Проверяйте отсутствие ВИН-кода на изделии, чтобы не купить краденное: по коду легко найти деталь, и вопросы у полиции будут уже к вам.
В магазине и специализированном сервисе продажа запчастей ведется по каталогу автомобилей, здесь трудно ошибиться с выбором. Одновременно с подбором мастера установят деталь на автомобиль.
Маркировка на стекле автомобиля скрывает дополнительную информацию о транспортном средстве. Чтобы определить год выпуска автомобиля по стеклам, достаточно знать обозначение кода шифровки. Если понять надпись, можно узнать тип ТС, производителя и год выпуска машины.
На всех заводских автостеклах есть метки. Сегодня их выполняют из специальных материалов. Производители используют пять вариаций маркировок, которые должны содержать следующую информацию:
Производители стекол делятся на премиум-, бизнес- и эконом-класс. Материалы изготовления: триплекс и сталинит. Первое сырье применяется для создания многослойного полотна. Слои склеивают между собой с применением прозрачной полимерной пленки, которую нагревают под давлением. Триплекс повышает устойчивость ударам, поглощает шум, а также способствует снижению теплопроводности. Обозначение – буква «П».
Сталинит – продукт, создающий двухслойную конструкцию для авто. Между двумя фрагментами находится пленка из поливинилбутираля. После удара стекло не рассыплется, а покроется трещинами, но останется полностью целым. Такое полотно маркируется буквой «Т». На территории России отечественный автопром устанавливает закаленные автостекла машин. Их обозначают буквой «З».
Производители маркируют продукцию по американскому и европейскому типу. В первом случае продукцию изготавливают по стандарту FMV SS 205. Это обозначение гарантирует безопасность изделия. Европейская маркировка осуществляется по разработанному единому стандарту, принятому всеми членами Европейского союза. Это значит, что букву «Е» должны размещать в середине монограммы. Этот значок имеет прямое отношение к году выпуска.
В России, согласно ГОСТу автомобильную маркировку должны обозначать цифро-буквенным кодом. Это сделано для дополнительной защиты, его подделать сложнее всего. Должна присутствовать информация о типе, виде, толщине автостекла, его сорте и технических условиях изготовления.
Изучив маркировку, легко вычислить, проводились ли какие-то манипуляции с данным авто или нет.
Определение месяца, года выпуска
По стеклам можно без труда узнать год выпуска авто. Для этого стоит обратить внимание на строку с обозначением *****14. Последняя цифра на стекле показывает год выпуска автомобиля. Из примера понятно, что машину сделали в 2014 году. Если на автостекле последняя цифра маркировки – 0, то получить сведения о годе выпуска не получится. Придется добывать дополнительную информацию о модели автомобиля. Все показатели зашифровывают, а месяц кодируют количеством точек рядом с цифровым обозначением. Проверяем:
Шифр нанесен специальной краской, поэтому надпись не стирается. Ее можно найти даже после длительной эксплуатации средства.
Нестандартные ситуации в процессе проверки стекол автомобиля
Иногда встречаются стекла с особенностями. Например, если одно стекло меняли, то год выпуска на нем будет не такой, как у остальных. Автомобили, произведенные вначале года, оснащены стеклами разных лет. Не стоит удивляться, что шифровка передних автостекл авто говорит, то машина 2000 года выпуска, а задних – 2001. На зарубежных авто производители предпочитают указывать две последние цифры года выпуска. Со временем информационные штампы немного затираются, их специально стирают мошенники, также иногда на заводе просто забывают ставить метку.
Авто без шифровки лучше не покупать. На заводах случаются браки, но такие случаи очень редки.
Японские и китайские авто
Китайский производитель предпочитает добавлять к маркировке буквы ССС в кружке. Это значит, что продукт полностью соответствует стандартам безопасности ССС Е000199/Е000039. Такую маркировку можно встретить на автостеклах, предназначенных для китайского рынка. Если продукция предназначена для европейских стран, то этот знак будет отсутствовать.
Выпуск стекол в Японии происходит по тому же принципу, что и во всем мире, в соответствии со стандартными технологиями. Определить стекла этой страны нетрудно, так как их шифруют кодом 43.
Существует также противоугонная маркировка. Ее наличие определяет VIN-номер машины – это специальный идентификационный код, который также размещается на кузове и двигателе. Он отображается в цифровых вариантах:
Спецотметками обозначают автостекла и зеркала машины. Также их пишут на фарах и задних фонарях ТС. Для нанесения используется специальный метод вытравливания по трафарету с особой пастой, содержащей кислоту. Иногда используют пескоструй, распыляют крупнозернистый кварцевый песок под давлением на стекло. Противоугонная маркировка дает свои преимущества:
Для выяснения более подробной информации по символам и монограммам следует обратиться к поставщику или производителю материала.
Маркировка стекол автомобиля
Маркировка на стекле автомобиля несет исключительно информативный характер, но ею можно воспользоваться в двух ситуациях — при замене разбитого стекла и при покупке бэушного автомобиля. В чем секрет и как его использовать для личных потребностей мы вам подробно расскажем.
Во-первых, если при покупке авто более детально рассматривать, то можно определить была ли произведена их замена или нет. Потому, что на любом стекле, в углу, есть стандартная маркировка указывающая тип, год выпуска и производителя. А во-вторых, также можно увидеть какие манипуляции пытались проводить воры после угона авто, если была дополнительно нанесена так называемая противоугонная маркировка (выгравирован vin-код). Таким образом она способная уберечь или предостеречь автовладельца.
Вкратце, самая основная информация об автостеклах рассмотрена на картинке. А чтобы более подробно разобраться с обозначением маркировки на стекле наносимой производителем, для начала выясним какие есть виды материалов и стандарты подачи информации.
Виды материалов
На сегодняшний день известны 3 вида материалов, 5 типов маркировок для автостекол и около двух десятков производителей, далее будем с ними разбираться. Но первым делом рассмотрим что должна содержать маркировка стекол:
Поделим производителей на 3 группы:
Теперь рассмотрим виды применяемых материалов для изготовления автомобильных стекол и расшифруем где это указывается:
Посередине двух слоев стекла расположен слой пленки из поливинилбутираля, с помощью него стекло при ударе не рассыпается, а покрывается мелкими трещинами и остается целым.
Из этого материала изготавливают в основном задние и боковые стекла. Маркировка, как правило, на таких стеклах обозначается словом Tempered, Temperlite, Therlite, что означает закаленное стекло или просто буквой «Т».
Стекло из этого материала является достаточно безопасным, при ударе оно распадается на маленькие фрагменты, грани которых тупые, но специалисты всеравно не советуют ставить его на лобовое стекло, потому что в случае аварии они могут поранить водителя и пассажиров. В России закаленные стёкла для автомобилей обозначаются буквой «З» и устанавливается на “Классику”.
Стандарты маркировок
Производители стекол для автомобилей используют, как правило, два типа маркировки:
Американский тип маркировки должен быть изготовлен, согласно стандарта FMVSS 205. Все автостекла, как OE, которые поставляют на конвейер автозаводов, также и запчасти должны быть маркированы соответствующей информацией, которая подтверждает безопасность изделия. Есть маркировка в виде монограммы, которая известна, под названием «жук». Разные производители ставят разные маркировки, но независимо от этого они несут одинаковую информацию.
43R-00346 — Соответствие европейскому стандарту безопасности ECE R43 (Европейская омологация)
DOT-376 Сертификация производителя соответствует стандартам департамента транспорта США
Европейский тип маркировки. В Европе существуют стандарты безопасности, которые относятся к автомобильным стеклам, устанавливаемым на автомобилях, продаваемых на ее территории. Так как у них применяются законодательства различных стран, был разработан единый стандарт, принятый всеми странами – членами ЕС. Согласно стандарту, буква E должна находиться внутри монограммы. Некоторые компоненты автомобильных стекол, проданных и установленных в США, также содержат обозначения AS и европейскую маркировку.
А в России, как правило, согласно стандарта ГОСТ (5727-88) маркировка должна быть обозначены цифро-буквенным кодом, в котором зашифрована информация о типе изделия, виде стекла, толщине стекла и пленки, сорте изделия и технических условиях на конкретное изделие.
Маркировка на стеклах разных автомобилей
Маркировки на стеклах у разных автомобилей имеют свои особенности. Нужно отметить, что маркировки на отечественных авто отличаются от тех, что размещают на иномарках. Далее и будем рассматривать их отличия.
Маркировка стекла ВАЗ
В далеком прошлом на всех отечественных автомобилях устанавливали стекла БОР, которые производились на крупном российском заводе. Это обозначение свидетельствовало о качестве, доступной цене и об оригинальности продукции. На данный момент БОР входит в группу компаний AGC. Далее рассмотрим более подробно маркировку автостекол от компании БОР.
Расшифровка маркировки стекла БОР:
Маркировка стекла на японских и китайских авто
Если более подробно рассматривать маркировку автостекол из Японии, то можно заметить, что они изготовляются по таким самым технологиям, как и во всем мире. Стекла для автомобилей, которые выпускают в этой стране, шифруются кодом – 43. На сегодняшний день известен крупнейший в мире концерн Asahi Glass Company (Япония) по изготовлению стекла, он выпускает автостекла под такими марками, как: AGC Automotive, Asahi, Lamisafe, AP Tech. Splintex, Temperlite, Asahimas, БОР. Корпорация сегодня занимает третью часть на мировом рынке и является абсолютным лидером среди конкурентов по изготовлению стекол.
Производители в Китае добавляют еще к маркировке буквы ССС в круге, которые означают соответствие их стандарту безопасности CCC E000199/E000039, то есть стекла изготовлены для китайского рынка, если изготавливают для Европы то этот знак не размещают.
Расшифровка маркировки на стекле
Логотип или торговая марка говорит о том, кто производитель стекла или автомобиля. Нужно отметить, что необязательно указывать один логотип изготовителя, можно указывать просто компанию, которая является партнером производства стекол. Маркировка автомобильных стекол обозначается специальным способом и размещается в правом или левом, нижнем или верхнем углу. Для того, чтобы узнать что означает маркировка на лобовом стекле, нужно ознакомиться с нижеприведенной информацией.
Расшифровка маркировки лобового стекла выглядит следующим образом:
Код европейской маркировки состоит из трех частей: буква Е и код страны внутри круга, номер директивы и номер расширения, а также тип стекла. Цифра внутри круга является кодом страны, которая разрешила применение стекла для установки на автомобиле.
- V – другое (не ветровое) стекло, у которого коэффициент пропускания света ниже 70 %;
- VI – двухслойное стекло с пропускным световым коэффициентом ниже 70 %.
Записаться на консультацию
Типы автостекол
Как известно, в автомобиле существуют три типа стекол: лобовое и заднее стекло, а также боковые. Но кроме того, они отличаются и по технологии производства. И отличия эти довольно большие.
В производстве автомобилей используют такой вид стекла, как сталинит. Оно представляет собой чрезвычайно прочный однослойный листовой материал. Прочность сталинита в 5-6 раз выше чем прочность обычного стекла, что делает его очень безопасным. Таких показателей производители достигают благодаря специальной обработке высокой температурой — от 350 до 6800 °С. При сильном ударе такое стекло распадется на большое количество тупых мелких осколков. Это значит, что оно не нанесет серьезных травм водителю и пассажирам. И тем не менее, такой вид не используют для лобовых автостекол, а только для задних и боковых.
Боковые стекла могут быть:
Для лобовых стекол используют следующие типы:
Стандарты маркировки
Производители автостекол чаще всего используют два вида маркировок — американский (другое название — «жук») и европейский. Хоть эти два стандарта и отличаются между собой, но есть и схожие параметры.
В Европе есть стандарты безопасности к автомобильным стеклам, которые будут установлены на автомобили и проданы на ее территории. Из-за того что используется законодательство разных стран, был установлен единый стандарт, который был одобрен всеми членами ЕС. Согласно этому стандарту внутри монограммы обязательно должна быть буква Е. Есть компоненты автостекол, которые продаются и устанавливаются в США, содержат маркировку и обозначение AS.
Маркировка автостекла американского типа должна изготавливаться согласно стандарту FMVSS 205. Все изделия обязаны иметь информацию об их безопасности. Сама омологация имеет вид монограммы, за что ее прозвали «жук». Разные изготовители могут наносить разные монограммы, но информацию они должны нести все одинаковую.
В России согласно стандарту ГОСТ 5727-88 омологация имеет вид кода с набором букв и цифр. В нем зашифрована информация о типе и сорте изделия, виде автостекла, толщине слоев и технических условиях.
Маркировка автостекол у разных автомобилей отличается. Например, омологация российских авто иногда отличается от маркировки иномарок. Далее рассмотрим особенности маркировок и их отличия.
Производители стекол для авто
Лидер среди производителей — Pilkington (Финляндия). Ему принадлежит каждое четвертое автостекло в мире. Выпускается под марками Pilkington, Sicursiv, Arva, Triplex, Sigla, Nordlamex и некоторыми другими.
Еще один лидер — французская компания SEKURIT SAINT-GOBAIN. Она производит множество различной продукции. А вот автомобильными стеклами занимается дочерняя компания AUTOVER. Высококачественную продукцию компания выпускает под маркой SAINT-GOBAIN SEKURIT. Каждый второй европейский автомобиль имеет стекла этой марки. Ассортимент включает в себя лобовые, задние, боковые стекла, тонированные или нет, с наличием дополнительных функций или без них.
Лидер продаж на российском рынке автостекол для иномарок — польская компания JAAN. Продукция выпускается под маркой Nordglass. Стекла отвечают всем европейским стандартам. Производятся из листового стекла SAINT-GOBAIN SEKURIT и пленки Du Pont.
Испанский производитель Guardian производит зеркала, листовые и многослойные лобовые стекла.
Торговая марка Splintex от концерна Glaverbel, который принадлежит компании ASAHI, имеет множество заводов на территории Европы, а также в России. Стекла производятся также под марками Lamesafe, Lamit.
Самостоятельная компания из Гонконга Xinyi Group (Glass) Co специализируется исключительно на производстве автостекол и разнообразных аксессуаров к ним. Продукция имеет оптимальное соотношение цены и качества.
Китайская компания FUYAO GLASS работает в двух направлениях: производство и поставка на первичный рынок, а также поставка автомобильных стекол на вторичный рынок. Продукция компании ничем не уступает по качеству продукции более известных фирм.
Борский стекольный завод (БСЗ) был приобретен и прошел модернизацию Splintex еще в 90-х годах. Вся продукция строго соответствует требуемым стандартам. Завод выпускает автостекла светло-зеленого и более темного зеленого цвета с разными свойствами теплопоглощения. На данный момент входит в японский холдинг Asahi Glass Company (AGC).
Маркировка стекол китайских и японских автомобилей
По сути, маркировка стекол на японских автомобилях ничем не отличается от маркировки в других странах. Они шифруются кодом «43». Как сказано было ранее, самый крупный производитель этой страны — Asahi Glass Company (AGC), выпускающий стекла для автомобилей под различными марками. Включая БОР, Asahimas, Lamisafe и другие.
Производители автостекол из Китая включают в маркировку три буквы «С», заключенные в круг (ССС). Именно они означают то, что изделие соответствует их стандарту безопасности ССС Е000199/Е000039. Но если стекла были изготовлены на поставку в Европу, то этот знак не размещают.
Маркировка автостекла ВАЗ
Ранее на всех российских автомобилях устанавливали стекла от БСЗ. Сейчас этот завод входит в группу компаний AGC.
Расшифровка маркировки автостекол от БСЗ:
Как расшифровать маркировку
Маркировку наносят в углу справа или слева, внизу или вверху и обозначают специальным способом.
Расшифровка маркировки автомобильных стекол выглядит так:
Дополнительные обозначения
Кроме маркировки лобовое стекло часто имеет дополнительные элементы:
Зачем нужна маркировка и что она содержит?
Стекла для автомобилей обязательно должны иметь маркировку (омолагацию). В ней заключена информация о производителе, сертификации, дате изготовления и других параметрах. Проводится маркировка автостекол по определенным правилам, и они одинаковы для всех изготовителей.
Кроме того, могут быть указаны дополнительные параметры типа встроенного подогрева на задних стеклах или наличия антибликового покрытия.
В заключение
В заключение стоит сказать, что, покупая автомобиль, важно обратить внимание на наличие кода DOT (на всех стеклах без исключений) с ссылкой на американский стандарт AGRSS. По сути, расшифровать маркировку не составит особого труда, главное — подойти к делу ответственно.
No comment