В этой статье расскажем все о маркировке лекарственных средств.
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 10 сентября 2020 года N 568 «Об определении перечня товаров, подлежащих маркировке» следующее изменение:
приложение к указанному постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
А. Смаилов
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Казахстан
от 25 апреля 2022 года N 242
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Казахстан
от 10 сентября 2020 года N 568
Перечень товаров, подлежащих маркировке
* с 1 октября 2020 года – для производителей и субъектов внутренней торговли с обязательным выводом из оборота маркированных товаров при розничной реализации, за исключением субъектов внутренней торговли, осуществляющих оптовую торговлю. С 1 января 2021 года – для всех участников оборота товаров с обязательной выпиской документов о прослеживаемости маркированных товаров.
** с 1 ноября 2021 года – обязательная маркировка в отношении обувных товаров, ввезенных в Республику Казахстан или произведенных на территории Республики Казахстан, с обязательным выводом из оборота маркированных товаров при розничной реализации, за исключением субъектов внутренней торговли, осуществляющих оптовую торговлю.
*** лекарственные средства, произведенные с 1 июля 2022 года:
Сегодня Центр развития перспективных технологий принял участие в форуме «Цифровая маркировка и прослеживаемость товаров», организованном АО «Казахтелеком» в Астане. В мероприятии приняли участие 400 представителей госорганов и деловых кругов стран ЕАЭС. Участники форума рассказали о своем опыте реализации проектов цифровой маркировки, а также обсудили вопросы соблюдения баланса регулирования и развития цифровой экономики.
Актуальность внедрения системы маркировки на пространстве ЕАЭС подчеркнули первый заместитель премьер-министра Республики Казахстан Аскар Мамин и заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Беспрозванных. Маркировка позволит участникам союза найти новые источники экономического роста и повышения эффективности. Рост будет обеспечен увеличением товарооборота, легализацией рынков, сокращением объемов теневой экономики, выравниванием конкурентных условий в странах союза.
О российском опыте маркировки товаров рассказал главный конструктор Центра развития перспективных технологий Анатолий Гавердовский. По его словам, система маркировки Честный ЗНАК продемонстрировала свою эффективность, и опыт Центра развития перспективных технологий по ее созданию может быть использован как в Казахстане, так и в других странах ЕАЭС.
Говоря о первопричине создания системы, он указал на необходимость увеличения собираемости налогов. Так, доля нелегального рынка сигарет в России сейчас составляет порядка 10%, что означает ущерб для бюджета в размере 150 млрд рублей. Но тем не менее маркировка дает больше преимуществ бизнесу, чем государству, среди которых — повышение конкурентоспособности за счет вытеснения нелегального оборота. А что касается преимуществ для потребителей, то у них появится уникальный инструмент общественного контроля — мобильное приложение Честный ЗНАК, разработанное ЦРПТ, которое позволит самостоятельно проверять легальность продукции на полках магазина.
Анатолий Гавердовский отметил также, что маркировка и прослеживаемость товаров невозможна без создания цифровой инфраструктуры в стране. «Данные, которые аккумулируются в цифровой платформе, предоставляют уникальные возможности для бизнеса по оптимизации логистики и управления остатками в рамках страны, а не только отдельного склада», — сказал он.
В заключение он добавил, что необходимость создания единой системы маркировки продиктована интересами бизнеса. «У участников оборота единственное требование — дать один интерфейс взаимодействия с государством. Очень сложно вести учет в разных системам», — подчеркнул Анатолий Гавердовский.
Заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий Реваз Юсупов отметил значимость форума как площадки для выстраивания диалога и выработки наднациональных решений. «Важно обсуждать эти вопросы, с участием всех заинтересованных сторон и стран ЕАЭС. Законодательство и технологии должны быть унифицированы. Важно, чтобы создаваемые в странах системы были интероперабельны, передавали информацию. Сейчас создается цифровая платформа, которая будет надгосударственной и позволит интегрировать в себя национальные компоненты каждой из стран. Таким образом, информация о происхождении товара будет попадать в систему и без препятствий перемещаться между странами, сопровождая товар», — сказал Реваз Юсупов.
В рамках форума «ТрекМарк», дочерняя компания ЦРПТ, организовала выставочный стенд, где была продемонстрирована работа оборудования для маркировки — станций сериализации и агрегации линии S и принтер с верификатором. Это компактное оборудование, обеспечивающее быстрое и полностью автоматическое нанесение кодов способом прямой маркировки. Решения компании совместимы с единой национальной системой цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Честный ЗНАК.
В ходе заседания Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрен вопрос о маркировке и прослеживаемости товаров. Казахстан в рамках интеграционных процессов ЕАЭС ввел обязательную маркировку ряда изделий и продукции. Каковы основные направления работы по внедрению системы маркировки и прослеживаемости товаров в стране, рассказали министр торговли и интеграции Бахыт Султанов и председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев.
Одним из главных направлений Евразийской интеграции является проведение скоординированной политики в сфере обеспечения свободного и законного оборота товаров, сбалансированной торговли и добросовестной конкуренции, отметил в своем выступлении Б. Султанов.
В 2019 году Республикой Казахстан ратифицировано Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации на территории Евразийского экономического союза.
В рамках исполнения норм Соглашения Казахстан присоединился к ключевым решениям Евразийской экономической комиссии по маркировке меховых изделий, обуви, духов, шин и покрышек. Путем проведения открытого трехэтапного конкурса определен Единый оператор маркировки и прослеживаемости товаров.
По словам министра, на сегодняшний день, по итогам реализации двухгодичных пилотных проектов в нашей стране введена обязательная маркировка изделий из натурального меха с 1 марта 2019 года и табачных изделий с 1 октября т.г.
Обязательная маркировка меховых изделий позволила выявить нарушителей налогового законодательства, налогоплательщиков, занижавших доходы с целью применения предельного порогового значения по специальному налоговому режиму для льготного налогообложения. В результате, количество субъектов, осуществляющих деятельность на основе патента, сократилось в 13 раз.
Как отметил Б. Султанов, по сравнению с предыдущим годом, в 2018 году количество импортеров, оформивших декларацию на товары, увеличилось на 30%, рост поступлений таможенных пошлин и налогов по импорту вырос на 40%. Рост поступлений внутренних налогов по данной деятельности увеличился в 1,5 раза.
«Если смотреть на опыт других стран, Российская Федерация по ряду товарных категорий маркировка показала эффект «обеления» рынка», — отметил Б. Султанов.
Если ранее объем российского обувного рынка оценивался в 330 млн пар обуви, то после введения маркировки выяснилось, что этот прогноз значительно занижен.
В результате, сейчас в системе российского оператора уже выпущено более 2 млрд кодов для маркировки обуви и рост продолжается.
Маркировка табака за прошедшее время позволила выявить на рынке на 30% больше табачных производителей, оборот недоброкачественных лекарств снизился в 2,5 раза.
«Согласно международной практике, маркировка товаров является одним из действенных инструментов, направленных на снижение теневого оборота товаров», —отметил министр.
По его мнению, опыт других стран демонстрирует позитивные эффекты от внедрения маркировки. Например, в Бразилии и Турции собираемость налогов в сегменте алкогольных и безалкогольных напитков выросла на 20% и 142% соответственно.
В странах Евросоюза система цифровой прослеживаемости снизила оборот контрабандной продукции на 30% за 5 лет.
В Соединенных Штатах Америки маркировка лекарственных средств позволила ускорить процесс отзыва с 3 дней до 10 секунд.
«В товарных группах 6 отраслей, по которым в Республике Казахстан предусмотрено внедрение маркировки, объем теневого рынка, согласно экспертизам, достигает до 63%», — констатировал Б. Султанов.
Предполагается, что с введением маркировки данных товарных групп объем легального товарооборота составит 337 млрд тг, а доходы бюджета 58 млрд тг.
По мнению министра, введение маркировки и прослеживаемости вышеназванных товаров без сомнения окажет положительный эффект на экономику нашей страны.
К примеру, будет стимулировать развитие добросовестной конкуренции и увеличит долю легального рынка и объема производств до 30-50%.
Снизит себестоимость и цены на 5-10% от текущей стоимости товаров. Кроме того, благодаря новым рабочим местам, ожидается обеспечение занятости 2-3 тыс. человек.
Повысится эффективность комплексной системы противодействия незаконному обороту товаров.
По данным Министерства финансов c 2016 года на сегодняшний день выявлено контрафактных товаров путем контроля и надзора на сумму более 30 млрд тг.
«Поэтому можно сказать, что вместо дорогостоящих проверочных мероприятий будет внедрена эффективная система очистки рынка. Ожидается, что внедрение комплексной системы маркировки и прослеживаемости товаров даст кумулятивный эффект на бюджет в течение 5 лет в размере 2,6 триллиона тенге»», — отметил Б. Султанов.
По мнению министра, маркировка и прослеживаемость товаров обеспечивает недопущение оборота товаров, оказывающих негативное влияние на здоровье населения, выравнивание условий для бизнеса, гарантирует качество товаров и экономическую безопасность, а также увеличивает поступления налогов в бюджет.
Система обеспечит построение государственной программы, предусматривающей конкретные цели для развития бизнеса. Государство получит дополнительные доходы и обеспечит их возвратность в виде поддержки в рамках программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан.
Перед Министерством стоят задачи по анализу товарных групп для дополнения перечня товаров подлежащих маркировке и работы по интеграции информационных систем государственных органов, а также стран-участниц Евразийского экономического союза.
Б. Султанов предложил определить меры государственной поддержки по приобретению маркировочного и идентификационного оборудования, а также локализацию их производства и упаковочных материалов через программу «Экономика простых вещей». А контроль за оборотом и прослеживаемостью маркированных товаров министр предложил возложить на фискальные органы.
Председатель правления АО «Казахтелеком» К. Есекеев в свою очередь отметил, что если с 1 октября 2020 года введена обязательная маркировка табачных изделий (сигарет), то остальные виды табачных изделий (сигары, сигариллы, стики и др.) будут маркироваться с 1 апреля 2021 года.
По словам К. Есекеева, с момента введения обязательной маркировки сигарет (с 01.10.2020) в информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров зарегистрировано 1000 участников оборота, а также выпущено 283 млн кодов, в том числе нанесено 146 млн кодов. На сегодняшний день маркируется 99,9% подакцизных табачных изделий.
Кроме того, на сегодняшний день Единым оператором для обеспечения продажи маркированного товара проводится активная работа по предоставлению предложений по оснащению розничных точек 2D-сканерами.
С 1 января 2020 года продано более 34.000 шт. 2-д сканеров или 42% торговых точек из 80 000 готовы к обороту маркированных сигарет.
Выбытие кодов марок будет производиться через Оператора фискальных данных ККМ.
Реализация остатков немаркированных табачных изделий предусмотрена в течение года до 1 октября 2021 года.
Также на сегодняшний день Единым оператором совместно с уполномоченными государственными органами проводятся пилотные проекты по четырем товарным группам:
— алкогольная продукция – пилотный проект стартовал 1 июня 2019 года. В рамках пилотного проекта апробирована вся цепочка, от нанесения кода до вывода товара из оборота. Планируемая дата ввода обязательной маркировки по алкогольной продукции 1 апреля 2021 года.
— обувные товары – пилотный проект начат 30 июля 2019 года. В рамках пилотного проекта апробирован процесс нанесения кода. Планируемая дата ввода обязательной маркировки 1 июля 2021 года.
— лекарственные средства – пилотный проект стартовал 9 сентября 2019 года. До конца 2020 года будет проведено тестирование в ТОО «СК Фармация» с использованием технологии этикетирования. Планируемая дата ввода обязательной маркировки лекарственных средств 1 января 2022 года.
— молочная продукция – 1 октября 2020 года стартовал пилотный проект. В настоящее время готовится маркировка экспорта в Российской Федерации. Планируемая дата ввода обязательной маркировки 1 января 2022 года.
В Законе Республики Казахстан «О регулировании торговой деятельности» и в ППРК 672 от 10 сентября Правительством определены требования и обязанности оператора.
АО «Казахтелеком» в этой связи акцентирует свое внимание на ключевых аспектах Операторства:
1) Генерация кодов маркировки товаров для бизнеса.
2) Предоставление прослеживаемости для государства.
3) Взаимодействие с интегрированной системой ЕЭК и операторами стран ЕАЭС
4) Предоставление цифрового паспорта товара для участников рынка (Национальный каталог).
5) Разработка бесплатного мобильного приложения Naqty Sauda, для возможности осуществления приемки и вывода из оборота маркированного товара, для участников, не имеющих возможность приобрести 2D-сканер.
6) Разработка бесплатного мобильного приложения Naqty Onim, как инструмент общественного контроля.
7) Создание круглосуточного контакт-центра для обслуживания пользователей ИС МПТ.
«Внедрение системы маркировки товаров приносит выгоды и экономике государства, и бизнесу, и обществу. Среди основных ее плюсов можно выделить снижение теневого рынка на 50% до 2025 года, что приведет к дополнительным поступлениям в бюджет до 2025 года в сумме 58,4 млрд тенге, это по нашим подсчетам», — отметил К. Есекеев.
Цифровая маркировка позволит бизнесу повысить производительность, совершенствовать логистические схемы, нарастить долю рынка и в конечном счете увеличить выручку.
Так, прирост выручки легального бизнеса до 2025 года, по мнению К.Есекеева, составит 336,5 млрд тг.
Кроме того, внедрение системы маркировки предполагает и получение эффекта для экономики в целом, в виде создания экосистемы для IT- рынка, развития сервиса для производителей упаковок, а также расширения рынка для производителей оборудования.
1. Внести в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 28 сентября 2020 года N 927 «Об утверждении Правил маркировки и прослеживаемости табачных изделий» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под N 21302) следующие изменения и дополнение:
заголовок изложить в следующей редакции:
«Об утверждении Правил маркировки и прослеживаемости табачных изделий средствами идентификации»;
преамбулу изложить в следующей редакции:
«В соответствии с подпунктом 5-3) статьи 5 Закона Республики Казахстан «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий» и подпунктом 2) статьи 7-2 Закона Республики Казахстан «О регулировании торговой деятельности» ПРИКАЗЫВАЮ:»;
пункт 1 приказа изложить в следующей редакции:
«1. Утвердить прилагаемые Правила маркировки и прослеживаемости табачных изделий средствами идентификации»;
в Правилах маркировки и прослеживаемости табачных изделий, утвержденных указанным приказом:
«Правила маркировки и прослеживаемости табачных изделий средствами идентификации»;
пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Настоящие Правила маркировки и прослеживаемости табачных изделий средствами идентификации (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 5-3) статьи 5 Закона Республики Казахстан «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий» и подпунктом 2) статьи 7-2 Закона Республики Казахстан «О регулировании торговой деятельности» и определяют порядок маркировки табачных изделий средствами идентификации и их дальнейшей прослеживаемости на территории Республики Казахстан»;
в пункте 2:
подпункт 7) изложить в следующей редакции:
«7) личный кабинет – специальный информационный сервис информационной системы маркировки и прослеживаемости товаров (далее – ИС МПТ), размещенный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), предоставляемый Оператором участнику оборота или государственному органу, осуществляющему контроль за производством и оборотом табачных изделий;»;
подпункт 9) изложить в следующей редакции:
«9) импортер – участник оборота табачных изделий, осуществляющий ввоз табачных изделий на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, а также ввоз табачных изделий на территорию Республики Казахстан с территории другого государства-члена ЕАЭС;»;
подпункты 14) и 15) изложить в следующей редакции:
«14) маркированные табачные изделия – табачные изделия, на которые нанесены средства идентификации с соблюдением требований настоящих Правил и сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) содержатся в ИС МПТ;
15) код маркировки – совокупность кода идентификации товара и кода проверки, формируемая Оператором для целей идентификации товара (потребительской и групповой упаковки табачных изделий) в соответствии с требованиями, предусмотренными главой 6 настоящих Правил;»;
подпункты 19) и 20) изложить в следующей редакции:
«19) информационная система маркировки и прослеживаемости товаров – организационно-упорядоченная совокупность информационно-коммуникационных технологий, обслуживающего персонала и технической документации, реализующих определенные технологические действия посредством информационного взаимодействия и предназначенных для решения конкретных функциональных задач, разработанная в целях информационного обеспечения процессов маркировки товаров средствами идентификации и их дальнейшей прослеживаемости в процессе оборота;
20) Единый оператор маркировки и прослеживаемости товаров (далее – Оператор) – юридическое лицо, определенное в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 марта 2020 года N 95 «Об определении Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров», осуществляющее разработку, администрирование, сопровождение и эксплуатационную поддержку информационной системы маркировки и прослеживаемости товаров, включая разработку, ведение и актуализацию Национального каталога товаров, и иные функции, определенные статьей 7-4 Закона Республики Казахстан «О регулировании торговой деятельности»;»;
подпункт 22) изложить в следующей редакции:
«22) табачные изделия – продукты, полностью или частично изготовленные из табачного листа и (или) других частей табачного растения в качестве сырья, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания, нюханья или иных способов потребления, в том числе с помощью системы для нагрева табака или любого иного прибора по кодам ТН ВЭД 2402209000, 2404, 2403, 2402201000, 2402900000, 2402100000 и 3824999208;»;
подпункт 30) изложить в следующей редакции:
«30) оператор фискальных данных (далее – ОФД) – юридическое лицо, обеспечивающее передачу сведений о денежных расчетах в оперативном режиме в органы государственных доходов по сетям телекоммуникаций общего пользования, определенное уполномоченным органом по согласованию с уполномоченным органом в сфере информатизации;»;
подпункт 36) изложить в следующей редакции:
«36) GS1– международная организация в области стандартизации учета и штрихового кодирования логистических единиц;»;
пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. Остатки немаркированных одноразовых электронных сигарет (disposable e-cigarettes) и аналогичных одноразовых индивидуальных электрических испарительных устройств, содержащих в едином корпусе как продукцию, предназначенную для вдыхания без горения (например, жидкости, гели), так и систему доставки, подлежащую утилизации после израсходования содержащейся продукции или разрядки батареи (не предназначены для повторного заполнения или перезарядки), входящих в код ТН ВЭД 2404, подлежат реализации участниками оборота до 30 июня 2023 года.»;
часть вторую подпункта 4) пункта 5 изложить в следующей редакции:
«При этом Оператор обеспечивает оснащение производителей СУЗ, в том числе их обслуживание и техническую поддержку на безвозмездной основе, согласно заключенным договорам между Оператором и производителями;»;
пункты 7 и 8 изложить в следующей редакции:
«7. Требования к участнику оборота, осуществляющему оптовую торговлю:
1) наличие ЭЦП;
2) наличие ПАК, обладающего возможностью формирования и передачи сведений об обороте и (или) выводе из оборота маркированных табачных изделий в ИС МПТ, подписанных ЭЦП, в том числе посредством личного кабинета ИС МПТ.
8. Требования к участнику оборота, осуществляющему розничную торговлю:
2) наличие контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных;
3) наличие сопряженного с контрольно-кассовой машиной средства сканирования и распознавания средств идентификации табачных изделий, в случае наличия указанных средств сканирования;
4) наличие договора, заключенного с оператором фискальных данных, по передаче сведений о выводе из оборота маркированных табачных изделий с использованием контрольно-кассовой машины по каждой реализованной единице.»;
пункты 11, 12 и 13 изложить в следующей редакции:
«11. Участники оборота, осуществляющие розничную торговлю табачными изделиями со дня осуществления такой деятельности:
1) осуществляют свою регистрацию в ИС МПТ;
2) обеспечивают в течение 21 (двадцати одного) календарного дня со дня регистрации в ИС МПТ готовность ПАК (при наличии) к информационному взаимодействию с ИС МПТ в соответствие с требованиями к интерфейсу электронного взаимодействия, опубликованными на интернет-ресурсе Оператора;
3) проводят проверку средств сканирования и распознавания средств идентификации на возможность считывания кода DataMatrix в течение 21 (двадцати одного) календарного дня со дня регистрации в ИС МПТ, в случае наличия указанных средств сканирования;
4) вносят в ИС МПТ сведения о выводе из оборота табачных изделий по причинам, отличным от указанных в пункте 57 настоящих Правил, на основании уведомления о выводе из оборота указанному в пункте 55 настоящих Правил.
12. Регистрация участников оборота в ИС МПТ и предоставление им доступа к личному кабинету осуществляется Оператором на основании представления следующих сведений, подписанных ЭЦП первого руководителя или индивидуального предпринимателя:
1) ИИН или БИН;
2) наименование индивидуального предпринимателя или организации;
3) фамилия, имя, отчество (при его наличии) индивидуального предпринимателя или первого руководителя;
4) адрес электронной почты участника оборота;
5) контактный номер телефона.
13. Участнику оборота отказывается в регистрации в ИС МПТ в следующих случаях:
1) ИИН или БИН, указанные при получении ЭЦП, не соответствуют сведениям, указанным при регистрации в ИС МПТ;
2) участник оборота уже зарегистрирован в ИС МПТ.»;
часть первую пункта 29 изложить в следующей редакции:
«29. Услуга по предоставлению кода маркировки оплачивается участником оборота до внесения в ИС МПТ сведений о нанесении на табачное изделие средства идентификации, преобразованного из соответствующего кода маркировки, на основании договора, заключенного с Оператором.»;
пункт 32 изложить в следующей редакции:
«32. Нанесение средства идентификации на потребительскую упаковку табачных изделий по кодам ТНВЭД 2402209000, 2404110001 осуществляется методом прямой печати, не допускающим отделения средства идентификации от потребительской упаковки и перекрытия другой информацией.
Не допускается нанесение средства идентификации на прозрачную оберточную пленку или какой-либо другой внешний оберточный материал по кодам ТН ВЭД 2402209000, 2404110001.
При этом средство идентификации располагается, не нарушая целостность информации, нанесенной на потребительскую упаковку в соответствии с требованиями законодательства о техническом регулировании.
По кодам ТН ВЭД 2402201000, 2402900000, 2402100000, 2403, 2404 (кроме 2404110001), 3824999208 допускается нанесение средства идентификации на материальный носитель поверх прозрачной оберточной пленки или какого-либо другого внешнего оберточного материала.
Нанесение средства идентификации на групповую упаковку табачных изделий осуществляется на материальный носитель.»;
пункт 40 изложить в следующей редакции:
«40. После расформирования групповой упаковки или транспортной упаковки и передачи участником оборота в ИС МПТ сведений о продаже (передаче) указанной потребительской упаковки или групповой упаковки участником оборота, осуществляющим оптовую или розничную торговлю Оператор отражает в реестре средств идентификации ИС МПТ, помимо соответствующего факта оборота товара, факт восстановления прослеживаемости указанной упаковки.»;
заголовок главы 10 изложить в следующей редакции:
«Глава 10. Порядок представления сведений в информационную систему маркировки и прослеживаемости товаров при вводе табачных изделий в оборот на территорию Республики Казахстан»;
пункты 45 и 46 изложить в следующей редакции:
«45. Оборот табачных изделий, произведенных и (или) ввезенных на территорию Республики Казахстан после даты введения маркировки табачных изделий средствами идентификации, установленной Постановлением, допускается только при условии передачи сведений об их обороте в ИС МПТ.
46. При возмездной или безвозмездной передаче табачных изделий новому собственнику, участник оборота формирует Акт приема/передачи по форме согласно приложению 7 к настоящим Правилам, подписывает его ЭЦП и направляет в ИС МПТ для получения регистрационного номера в срок не позднее следующего дня реализации табачных изделий.»;
часть третью пункта 50 изложить в следующей редакции:
«Акт приема/передачи отзывается участником оборота в течение 5 (пяти) рабочих дней после даты регистрации в ИС МПТ, но до момента подтверждения получателем без оформления нового, за исключением случая, предусмотренного частью первой настоящего пункта.»;
часть первую пункта 52 изложить в следующей редакции:
«52. Акт приема/передачи оформляется в электронной форме, за исключением случая, когда участник оборота оформляет Акт приема/передачи на бумажном носителе при подтверждении информации на интернет-ресурсе Оператора о невозможности оформления Акта приема/передачи в ИС МПТ по причине технических ошибок в ИС МПТ.»;
дополнить пунктом 57-1 следующего содержания:
«57-1. При выводе табачных изделий из оборота по основаниям, не являющимся продажей в розницу, участник оборота, осуществляющий вывод из оборота этой продукции, представляет в ИС МПТ уведомление о выводе из оборота табачных изделий по форме согласно приложению 8 к настоящим Правилам.»;
пункт 64 изложить в следующей редакции:
«64. Для отмены или исправления ранее представленных Оператору сведений о выводе из оборота табачных изделий, не являющемся продажей в розницу, участник оборота направляет Оператору информацию об отмене ранее направленных сведений с указанием реквизитов и при необходимости представляет новые сведения.»;
пункт 77 изложить в следующей редакции:
«77. Доступ к информации, содержащейся в ИС МПТ, предоставляется в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), и законами Республики Казахстан «О персональных данных и их защите» и «О доступе к информации».
Для использования информации, сформированной в процессе прослеживаемости и содержащейся в ИС МПТ, Оператор предоставляет доступ к ней следующим лицам:
1) участнику оборота товаров в части информации о совершенных сделках с товаром;
2) государственным органам в части информации об участниках оборота товаров, о товарах и их обороте, необходимой для выполнения задач и осуществления функций, возложенных на данные государственные органы в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
3) потребителям в части информации о характеристиках и сведениях товаров содержащейся в ИС МПТ.»;
приложения 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 к указанным Правилам изложить в новой редакции согласно приложениям 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 к настоящему приказу.
2. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Сведения о регистрации документа в ИС МПТ:
Идентификатор документа в ИС МПТ _______________________________
Дата и время регистрации документа в ИС МПТ _________ __________
1 – в одном запросе не должно быть указано больше 10 кодов товара;
2 – может принимать значения: самостоятельно/ Оператором;
3 – указывается в случае, если значение Способ генерации индивидуальных серийных номеров равно «Самостоятельно»;
4 – может принимать значения: потребительская (Сигареты, пачки), групповая (Сигареты, блоки).
ИИН или БИН – индивидуальный идентификационный номер
или бизнес-идентификационный номер;
ИС МПТ – информационная система маркировки и прослеживаемости товаров.
Сведения об участнике оборота:
1. ИИН или БИН организации ____________________________________
2. Наименование организации ___________________________________
3. По заказу N для производственной площадки (код) ______ ________
предоставляются коды маркировки:
Примечание: расшифровка аббревиатуры:
ИИН или БИН – индивидуальный идентификационный номер или бизнес-идентификационный номер.
1. ИИН или БИН организации _____________________________________
3. Общая информация:
Идентификатор производственной линии ___________________________
Идентификатор производственного заказа _____________ (необязательно)
Наименование бренда продукции ______________________ (необязательно)
Идентификатор отчҰта о нанесении АСУТП _____________ (необязательно)
4. Список использованных кодов маркировки:
Тип использования* _____________________________________________
Дата и время регистрации документа в ИС МПТ ___________ __________
* – может принимать значения: код маркировки был передан на производственную линию / Производственная линия отправила код маркировки на принтер / код маркировки был напечатан/ Подтвержденная потеря код маркировки принтером/ Нанесение код маркировки подтверждено;
** – количество код маркировки не должно превышать 30 000 кодов.
ИИН или БИН – индивидуальный идентификационный номер или бизнес-идентификационный номер;
АСУТП – автоматизированная система управления технологическим процессом;
1. Сведения об участнике оборота (Общие данные):
ИИН или БИН организации _________________________________________
Наименование организации ________________________________________
Идентификатор производственной линии_____________________________
2. Данные агрегата:
Идентификатор документа в ИС МПТ ____________________________________
Дата и время регистрации документа в ИС МПТ _____________ ______________
* – формат кода идентификации в случаях, когда в КМ
1) используется стандарт GS1 (например, блоки): 01+товарная номенклатура (GTIN)+21+серийный номер;
2) не используется стандарт GS1 (пачки): товарная номенклатура (GTIN)+ серийный номер.
КМ – код маркировки;
Уведомление
о ввозе товаров в Республику Казахстан с территорий государств-членов
Евразийского экономического союза N_______ от _____________
1. ИИН или БИН получателя ______________________________________________
2. Наименование получателя______________________________________________
3. Идентификационный номер отправителя (или аналог в стране отправителя)
4. Наименование отправителя ____________________________________________
5. Государство-член Евразийского экономического союза, с территории
Которого осуществляется ввоз товаров ___________________________________
6. Сведения о документе, подтверждающем соответствие товара требованиям
технических регламентов Евразийского экономического союз (дата
регистрации и регистрационный номер) ___________________________________
7. Сведения об уплате акциза:
Дата и номер квитанции___________ ___________
Сумма акциза ____________________________________________________
8. Дата и номер первичного документа – Уведомления о возе*
Информация о товарах:
Документ подписан ЭЦП __________________________________________
* – указывается в случае ввода сведений по Уведомлению, выписанному ранее на бумажном носителе;
ЭЦП – электронная цифровая подпись.
Уведомление о ввозе товаров в Республику Казахстан с территорий государств,
не являющихся членами Евразийского экономического союза N__________ от ______
1. ИИН или БИН отправителя ______________________________________
2. Наименование отправителя
3. ИИН или БИН получателя _______________________________________
4. Наименование получателя ______________________________________
5. Дата и номер первичного документа – Акта приема/передачи*
N _____ от _______ года
* – указывается в случае ввода сведений по Акту приема/передачи, выписанного ранее на бумажном носителе;
** – может принимать значения: потребительская, групповая, транспортная;
ИИН или БИН – индивидуальный идентификационный номер/бизнес-идентификационный номер;
1. ИИН или БИН организации ______________________________________
Документ ____________________N________________от _______________
Сведения о выбывшей продукции:
Документ подписан ЭЦП ____________________________________________
Примечание: расшифровка аббревиатур:
ИС МПТ – информационная система маркировки и прослеживаемости товаров;
Сведения о Продавце:
2. Наименование организации _____________________________________
Документ основания ___________ N ________ от _______________ года.
Причина ввода в оборот ___________________________________________
ИИН или БИН – индивидуальный идентификационный номер/ бизнес-идентификационный номер;
Маркировка лекарств
Маркированными считаются те лекарственные препараты, на которые были нанесены специальные средства идентификации и сведения о которых хранятся в информационной базе маркировки и прослеживаемости товаров (ИС МПТ). Это база предназначена для информационного обеспечения процессов маркировки и контроля процессов по реализации/обороту маркированных товаров.
6 августа 2022 года Министерством здравоохранения РК был опубликован Приказ в новой редакции «Правила маркировки и прослеживаемости лекарственных средств». В соответствии с утвержденными Правилами, маркировка осуществляется:
Маркировка средствами идентификации проводится участниками оборота лекарственных препараторов (УОЛС) на основании принятого порядка Правила при обороте лекарственных средств, включающих хранение, закупку, производство, ввоз на территорию РК, транспортировку, маркировку и реализацию лекарственных препаратов.
Звоните Экспертам Первого Бита по вопросам выбора учетной системы для маркировки и прослеживаемости товаров.
Благодаря цифровой маркировке производители, медицинские учреждения и государственные органы смогут увидеть максимально реальную картину потребления лекарственных средств в режиме реального времени.
Маркировка выполняется производителем (или организацией-упаковщиком) лекарственных средств на каждую единицу упаковки (вторичную, первичную, промежуточную) на русском и государственном языках.
Средства идентификации содержат в себе уникальный код маркировки, который представляет из себя комбинацию символов, что отвечают международным стандартам в области учета и штрихового кодирования GS1 DataMatrix.
Правилами предусмотрено, что прослеживаемость маркированных лекарственные средств осуществляется за счет предоставления УОЛС и субъектов в сфере обращения лекарственных препаратов и медизделий сведений о передаче, вводе в оборот и реализации, а также о выводе из оборота идентификационных лекарственных средств на территории РК согласно требованиям Правил.
Обращение на территории Республики Казахстан лекарственных препараторов после даты введения маркировки согласно Закону о регулировании предпринимательской деятельности, осуществляется при передаче информации об их реализации в ИС МПТ, с условиями соблюдения прослеживаемости, а также последовательной этапности введения маркировки.
Факт прием, маркированных средствами идентификации, лекарственных препаратов, подтверждается субъектов в сфере обращения медизделий и лекарственных средств в ИС МПТ.
Субъекты в сфере обращения медизделий и лекарственных товаров, реализующие лекарственные средства в розницу безналичным и наличными расчетом, осуществляют их вывод из оборота при помощи сканирования средства идентификации, которое нанесено на упаковку препарата.
Заметим, что 31 июля 2021 года был завершен экспериментальный проект по внедрению прослеживаемости и маркировки лекарственных средств, участие в котором приняли 23 представителя фармацевтической отрасли, среди которых были аптечные и медицинские организации, дистрибьюторы, производители. Кодом Data Matrix было промаркировано 18 торговых наименований лекарственных средств и все они прошли путь прослеживаемость от импортера/производителя до конечного потребителя/реализации. В их числе был Эфиренз, Кетотифен, Трастузумаб и др.
Если вы импортируете или экспортируете товары через страны ЕАЭС, обращайтесь к специалистам Первого Бита по настройке Виртуального склада и СНТ, а также маркировки.
Стоимость кодов маркировки для лекарств
15 июля 2022 года Премьер-министр подписал постановление об установлении тарифа маркировки лекарств в размере 2,4 тенге. Данная сумма является предельным размером стоимости контрольного (идентификационного) знака, применяемых в маркировке лекарственных за единицу без налога на добавленную стоимость.
*Постановление вступает в силу после 6-ти календарных со дня его первого официального опубликования.
*Постановление правительства Республики Казахстан от 18 июля 2022 года №498
Как производителю работать в системе маркировки лекарственных средств?
Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2022 года № 242
Звоните Экспертам Первого Бита по вопросам маркировки.
Читайте статью Лучшие сканеры для маркировки в 2022 году.
Список маркируемых лекарственных средств в 2022 году
От 25 апреля 2022 г. правительством РК был определен список лекарственных препараторов, которые подлежат обязательной маркировке. Согласно постановлению, на первом этапе обязательной маркировке будут подлежать лекарственные препараты, которые были произведены в период с 1 июля 2022 года.
Звоните Экспертам Первого Бита по вопросам выбора учетной системы для маркировки и прослеживаемости товаров.
No comment