Объём сведений, которые содержатся на упаковках продукции, может быть уменьшен, об этом сообщили в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Росстандарте). Это касается, в том числе, информации о месте выпуска продуктов питания, а также места, где было произведено нанесение сроков годности и времени производства продукции, прочих пиктограмм.
Но специалисты Росстандарта призывают не забывать, что внесение любых корректив в содержание этикеток на товарах важно осуществлять вкупе с внесёнными изменениями в Технические регламенты Таможенного союза (ТС). Данные правила обязательны для исполнения государствами, входящими в ЕАЭС – Евразийский экономический союз, среди них:
- Белоруссия;
- Казахстан;
- Россия;
- Киргизия;
- Армения.
Точные размеры этикеток для продукции, выпускаемой в нашей стране, можно узнать не из национальных стандартов, которые тоже придерживаются в России, но из Технического регламента «Пищевая продукция в части её маркировки». Кроме того, для каждого отдельного вида продуктов существуют свои технические регламенты, из которых можно узнать содержание информации, обязательной для размещения на всех упаковках. Размер каждой конкретной этикетки определяется количеством этих сведений и типом шрифта. В Росстандарте подчеркнули, что размеры этикеток предприятия могут уменьшать по своему желанию, если некоторые данные о продукции занесены в QR-коды.
В следующем году ожидается внесение изменений в российский ГОСТ, посвящённый нанесению этикеток на продукты питания. Сейчас стоит задача – сделать так, чтобы положения нашего ГОСТа не входили в противоречие с Техническим регламентом ТС. Представители Росстандарта пояснили, что планируется в ГОСТ внести информацию, что вопрос о том, какие будут характеристики продуктовых этикеток, решают производственные предприятия, не забывая про технические регламенты, также некоторые сведения могут быть включены в QR-код.
Возникает вопрос, как подобное положение дел повлияет на потребителей. Елена Саратцева – заместитель руководителя Агентства заявила, что важно, чтобы сокращение данных на этикетке не привело к тому, что покупателю будут предоставлены искажённые сведения. В частности, важно проконтролировать достоверность указанных:
- веса продукта;
- входящих в него компонентов;
- возможных аллергенов;
- возможности обращения с претензиями.
Е. Саратцева добавляет, что сокращение сведений на этикетках полностью соответствует положению Техрегламента и Закона «О защите прав потребителей»: согласно этим документам возможно вместо перечисления входящих в продукты веществ, которых менее 2%, написать только их буквенные коды.
Некоторые данные включаются исходя из желания изготовителей:
- место выпуска продуктов питания;
- место маркировки сроков годности и времени производства;
- различные пиктограммы.
По словам Саратцевой, зачастую большая часть этикетки отдана под рекламу, логотипы, говорящие об экологической чистоте, хотя точных доказательств этого нет. Когда на этикетках отсутствуют данные, где был выпущен продукт, это является нарушением законодательства о потребителях. Такой позиции придерживается Дмитрий Янин, стоящий во главе правления Международной конфедерации обществ потребителей. Он считает, что указание места маркировки не так важно для покупателей, и сейчас производители продуктов, ссылаясь на свои сложности, идут по пути минимизации сведений на этикетках, чтобы не допустить развития информационных инноваций на потребительском рынке. Они хотят сократить имеющуюся информацию и не вносить новую. Также изготовители экономят краску для этикеток, в частности, цветные чернила, с этой целью меняется дизайн этикетки.