Маркировка люков дверей и горловин
Грузовые люки — это большие отверстия в палубах судов, через которые осуществляют вертикальную погрузку и выгрузку грузов. Вырез грузового люка имеет прямоугольную форму со скругленными углами. Длинной стороной вырез, как правило, расположен вдоль судна.
По периметру вырез обнесен комингсом, высота которого зависит от расположения люка на судне. Например, высота комингса люка, расположенного на верхней открытой палубе, не должна быть менее 600 мм, что регламентировано Правилами Регистра. Люки, расположенные в межпалубном пространстве (твиндеке), могут не иметь комингсов, выступающих над палубой, что улучшает условия укладки груза в твиндеке.
В настоящее время существует много различных конструкций механизированных закрытий грузовых люков. На рис. 69, а показано откатываемое закрытие грузового люка. Оно состоит из четырех секций, соединенных между собой короткими цепями. Каждая секция имеет ролики с каждого борта, на которых секции перемещаются горизонтально к поперечному комингсу. Наезжая на направляющую, секция теряет равновесие и занимает вертикальное положение. Таким образом, все секции собираются за поперечным комингсом в «гармошку». Перемещение секций вдоль люка осуществляется электромотором с зубчатым приводом или с помощью троса, лебедки и канифас-блока (рис. 69, в).
На рис. 69, б показано створчатое люковое закрытие, состощее из двух складывающихся секций. Эти секции открываются и закрываются специальным гидроприводом. На судах, имеющих большое раскрытие трюмов, применяются крышки понтонного типа (рис. 69, а). В этом случае каждый трюм закрывается одной или несколькими крышками. Крышки снимаются и ставятся на место грузовым устройством или могут специальными механизмами приподниматься над люком и откатываться вдоль люка.
Водонепроницаемость всех люковых закрытий обеспечивается постановкой резиновых уплотнений между крышкой и комингсом люка, а также между отдельными секциями.
Маркировка люков, дверей и горловин, определяющая положение их по готовностям
МАРКИРОВКА ЛЮКОВ, ДВЕРЕЙ И ГОРЛОВИН, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ ПОЛОЖЕНИЕ ИХ ПО ГОТОВНОСТЯМ И ТРЕВОГАМ
Маркировка люков, дверей и горловин, ведущих в погреба с боезапасами и в помещения для хранения легкого топлива.
Маркировка люков, дверей к горловин, ведущих в междудонные и бортовые отсеки, кингстонные н эжекторные выгородки, подбашенные междудонные отсеки, топливные цистерны и цистерны пресной воды, балластные, креповые и дифферентные цистерны, форник, ахтерпик и в коридор электропроводов. Маркировка горловин подводной лодки, кроме рубочного, переборочных и палубных люков и дверей.
Маркировка люков, дверей и горловин, расположенных на первой непрерывной палубе. проходящей над ватерлинией, а также всех горловин, расположенных ниже угон палубы и не вошедших в группы горловин с буквами Б и 3. Маркировка рубочного люка. переборочных н палубных люков и дверей подводной лодки.
Маркировка люков, дверей и горловин, которые по всем тревогам должны быть задраены раньше, чем все остальные горловины отсека (помещения); красный квадрат может наноситься только на горловины внешнего контура корабля.
Маркировка люков, дверей и горловин, которые в ночное время после сигнала «Задраить водонепроницаемые переборки» могут быть отдраены.
Размеры букв и окантовки:
— внутренний диаметр малого кольца 90 мм;
— внешний диаметр малого кольца 100 мм;
— внутренний диаметр большого кольца 110 мм;
Маркировка горловин, люков и дверей
378. Все непроницаемые горловины, люки и двери корабля (в дальнейшем — горловины) приказом по кораблю разбиваются на четыре категории: Б, З, П, Т (первые буквы слов «Боеприпасы», «Задраено», «Приказание», «Тревога»).
В приказе должно быть указано, кто и за состояние каких именно горловин несет ответственность. Размеры и цвет букв, а также их окантовка, применяемые при маркировке горловин, приведены в приложении 11 к настоящему Уставу.
На всех кораблях горловины, ведущие в погреба с боеприпасами и в помещения для хранения легкого авиационного горючего, маркируются буквой «Б».
На надводных кораблях горловины, ведущие в междудонные и бортовые отсеки, кингстонные и эжекторные выгородки, подбашенные междудонные отсеки, топливные, масляные, водяные цистерны, балластные, креновые и дифферентные цистерны, форпик, ахтерпик и в коридоры кабельных трасс, маркируются буквой «З».
На подводных лодках все люки и горловины (кроме рубочного и переборочных люков и дверей), маркируются буквой «З».
На надводных кораблях двери, люки и горловины, расположенные на первой непрерывной палубе, проходящей над ватерлинией, а также все горловины, расположенные ниже этой палубы и не вошедшие в группы горловин, маркированных буквами «Б» и «З», маркируются буквой «П».
На подводных лодках рубочный и переборочные люки и двери, маркируются буквой «П».
На надводных кораблях двери, люки и горловины, расположенные выше первой непрерывной палубы, проходящей над ватерлинией и не вошедшие в группы горловин, маркированных буквами «Б» и «З», маркируются буквой «Т».
379. Горловины, маркированные буквой «Б», должны быть всегда задраены, а при отсутствии людей в этих помещениях — опечатаны и заперты на замок.
Горловины, маркированные буквой «Б», могут быть отдраены:
а) по приказанию командира боевой части заведующими для погрузки и выгрузки боеприпасов и подачи их по тревогам, а также для вентилирования и охлаждения помещений;
б) с разрешения командира дозора дозорными по погребам для осмотра помещений в соответствии со специальной инструкцией.
По приказанию командира БЧ-5 помещения — хранилища легкого авиационного горючего могут быть отдраены заведующими:
а) для обеспечения приема, передачи горючего, заправки летательных аппаратов;
б) при проведении ежедневного осмотра, других плановых работ, а также для вентилирования и охлаждения;
в) для осмотра лицами дежурной и вахтенной служб в соответствии со специальной инструкцией.
380. Горловины, маркированные буквой «З», должны быть всегда задраены, а горловины от кингстонных выгородок и подбашенных отсеков, кроме того, заперты на за мок.
Горловины, маркированные буквой «З», отдраиваются с разрешения командира БЧ-5 под руководством назначенного им лица. Об этом производится доклад дежурному по кораблю через дежурного по БЧ-5.
Об отдраивании и задраивании горловин, маркированных буквой «З», делается запись в суточном журнале электромеханической боевой части и в вахтенном журнале корабля.
381. К открытым горловинам, маркированным буквой «З», (во всех случаях) и горловинам, маркированным буквой «Б», (на время вентилирования и охлаждения помещений) выставляются вахтенные. По истечении надобности горловины должны быть немедленно задраены.
382. Горловины, маркированные буквой «П», должны быть постоянно задраены. Дежурная (вахтенная) служба корабля обязана следить за этим.
На подводных лодках переборочные двери и люки, маркированные буквой «П», могут быть временно открыты для прохода личного состава или по приказанию центрального поста (при вентилировании подводной лодки, подаче воздуха к работающим дизелям, воздушным компрессорам и т.
На надводных кораблях перечень горловин и иллюминаторов, которые дежурный по кораблю может приказать держать открытыми в обычных условиях ночью и по боевой готовности N 2, должен быть объявлен приказом по кораблю. Отдраивание горловин, маркированных буквой «П», производится по команде «Отдраить водонепроницаемые переборки». В обычной обстановке эта команда подается дежурным по кораблю утром после побудки личного состава.
Отдраенные горловины, маркированные буквой «П», задраиваются в следующих случаях:
а) по тревогам;
б) по команде «Корабль к бою и походу приготовить»;
в) на ночь по команде «Задраить водонепроницаемые переборки», подаваемой ежедневно в установленное распорядком дня время, если по тем или иным условиям плавания (стоянки) эта команда не была отдана ранее, и в особых условиях плавания (прохождение узкостей и районов, опасных для плавания; во время эволюций и совместных упражнений с другими кораблями; при входе (выходе) в порт, шлюз, док и т. ; в местах скопления большого числа судов; при буксировке; при плавании в тумане и при штормовой погоде).
383. Горловины, маркированные буквой «Т», задраиваются только по тревогам и сигналу «Радиационная опасность».
При понижении боевой готовности и прекращении действия сигнала «Радиационная опасность» эти горловины могут быть отдраены.
384. Во время тревог приказание об отдраивании горловин, маркированных буквами «Б», «П» и «Т» для прохода личного состава или других нужд может исходить только с ГКП или из ПЭЖ.
По боевой готовности N 2 часть дверей и люков, определенных приказом по кораблю, может быть отдраена для прохода личного состава и проветривания помещений.
385. Все иллюминаторы, имеющиеся на корабле, по команде «Корабль к бою и по ходу приготовить», по тревогам, а также, когда корабль находится в боевой готовности N 2 или на ходу, должны быть задраены.
При стоянке корабля на якоре (бочке, швартовых) по сигналу «Задраить водонепроницаемые переборки» задраиваются и иллюминаторы, расположенные ниже верхней палубы. Только с разрешения дежурного по кораблю часть этих иллюминаторов (в жилых помещениях) может быть отдраена для обеспечения нормальных условий отдыха личного состава.
Соответствие состояния горловин, иллюминаторов объявленным боевым готовностям и отданным командам контролирует дежурная служба корабля, и в первую очередь дозорные по живучести и дневальные.
Если помещение закрывается на замок, то все иллюминаторы в нем должны быть задраены, освещение и нагревательные приборы выключены, вентиляция остановлена.
Работы на арматуре и трубопроводах, связанные с забортными отверстиями, на корабле выполняются с разрешения командира БЧ-5 под контролем дежурного по кораблю (подводной лодке). В суточном журнале БЧ-5 (вахтенном журнале подводной лодки) указывается руководитель, время начала и окончания работ, их объем, должность и фамилия лица, проводившего инструктаж на выполнение работ, и результаты этой работы.
Запрещается проводить работы на непроницаемых, герметичных корпусных конструкциях, палубах, цистернах и горловинах связанные с вырезом отверстий в них.
В исключительных случаях такие работы производятся с разрешения технического управления флота. При боевых и аварийных повреждениях разрешение на проведение этих работ дает командир корабля, если такая крайняя мера вызывается необходимостью спасения людей. Непроницаемость, герметичность корпусных конструкций по завершении работ должны быть немедленно восстановлены.
На подводной лодке независимо от ее нахождения (в море, базе) прочный корпус, межотсечные и внутриотсечные переборки всегда должны быть герметичны, арматура исправна и готова к обеспечению погружения на предельную глубину.
Маркировка закрытий, определяющая их положение в повседневных условиях эксплуатации, по тревогам и дополнительным инструкциям.
На закрытиях, подлежащих маркировке литерой «Т» или «П» соответственно, но которые при длительной общесудовой тревоге могут быть отдраены по приказанию с ГКП для прохода членов экипажа или проветривания помещений
На закрытиях наружного контура, расположенных выше палубы переборок, ведущих в провизионные и рефрижераторные кладовые, на наружных запорных устройствах вентиляции провизионных и рефрижераторных кладовых.
В случае, если закрытие расположено в палубе переборок или ниже, то на фоне красного квадрата наносится буква «П».
Закрытия задраиваются в первую очередь (раньше всех других наружных закрытий) по общесудовой тревоге.
На закрытиях вентиляции, обслуживающей фильтры-поглотители фильтровентиляционных установок, а также на устройствах, установленных на воздушных трубах танков (цистерн) пресной воды, в которых находятся фильтрующие коробки или фильтры-поглотители, и на закрытиях вентиляции машинного отделения, на которых установлены фильтры грубой очистки воздуха.
Закрытия должны быть отдраены по химической тревоге
На закрытиях вентиляции машинного отделения, не вошедших в группу «X», и на головках повседневно вентиляции танков (цистерн) пресной воды.
Закрытия должны быть задраены по химической тревоге после отдраивания закрытий, имеющих маркировку «X», а также но особому указанию в исключительных случаях (тушение пожара объемным способом и т
На закрытиях вентиляции помещений, закрытия которых имеют маркировку «Б», а также на закрытиях вентиляции постов управления судном и механизмами (ГКП), запасных постов управления и других помещений, в которых находятся члены экипажа по тревогам, не вошедших в группу «X».
Закрытия вентиляции аккумуляторных помещений не маркируются. Закрытия должны быть задраены по общесудовой тревоге
На закрытиях всех прочих наружных запорных устройств вентиляции, не вошедших в группы «X», «С», «Б» и «Т».
Закрытия должны быть задраены по обшесудовой тревоге.
СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ КОРАБЕЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И МАРКИРОВКА ВЕНТИЛЯЦИОННЫХ ЗАКРЫТИЙ
1. Системы вентиляции корабельных помещений.
По функциональному назначению системы вентиляции корабельных помещений подразделяются на следующие группы:
боевая вентиляция с охлаждением;
боевая вентиляция без охлаждения;
Противохимическая вентиляция обслуживает помещения, в которых расположены командные пункты и боевые посты, оборудованные средствами очистки воздуха от ОВ, РВ и БА.
Системы боевой вентиляции с охлаждением и боевой вентиляции без охлаждения обслуживают помещения, в которых расположены командные пункты и боевые посты, не оборудованные средствами очистки воздуха от ОВ, РВ и БА.
Специальная вентиляция обслуживает погреба и хранилища, в которых могут образовываться взрывоопасные смеси газов.
Машинная вентиляция обслуживает помещения машинно-котельных отделений и энергоотсеков.
Обиходная вентиляция обслуживает жилые, служебные, культурно-бытовые, санитарно-гигиенические и другие помещения, не обслуживаемые вышеуказанными группами вентиляции.
2. Маркировка вентиляционных закрытий.
Вентиляцию разделяют по группам, нумеруют и маркируют её закрытия при проектировании корабля, а после его передачи ВМФ нумерацию и маркировку объявляют приказом командира корабля.
Тот же приказ определяет должностных лиц, ответственных за исправное состояние вентиляционных закрытий, и их положение по боевым готовностям и тревогам. Соответствующие выписки из этого приказа вносят в книжки «Боевой номер» личного состава корабля.
Маркировке подлежат все закрытия в системах корабельной вентиляции.
При поступлении воды или пожаре в помещении и в помещениях, смежных с ним, должны быть задраены все вентиляционные закрытия, обеспечивающие их герметизацию.
Вентиляционные закрытия нумеруют подряд в пределах закрытий, которые маркируются одинаковой буквой, с носа в корму, сверху вниз. Нечетные номера дают закрытиям правого борта, четные — левого борта.
Вентиляционные закрытия, имеющие дистанционное управление, можно нумеровать в пределах каждого типа органов управления.
Например: Т–4-5, где 4 — порядковый номер электропривода (гидропривода, пневмопривода и т. п.), 5–порядковый номер вентиляционного закрытия в пределах закрытий, обслуживаемых данным приводом.
На каждом вентиляционном закрытии (запорном устройстве) должна быть укреплена латунная планка, на которой указывают группу и принцип действия вентиляции, наименование и номер вентилируемого помещения, номер вентилятора, обслуживающего данное помещение. Например: «Специальная. Вдувная. Погреб № 3. Вентилятор № 44» или «Обиходная. Естественная. Кубрик № 7».
Маркировочные знаки должны иметь следующие размеры:
внешний диаметр наружного большого кольца–120 мм;
внутренний диаметр наружного большого кольца–110 мм;
внешний диаметр внутреннего малого кольца–100 мм;
внутренний диаметр внутреннего малого кольца–90 мм;
высота букв и цифр–40 мм;
ширина букв и цифр–20 мм;
толщина линий–5 мм.
Если номер вентиляционного закрытия содержит три и более цифры, то вместо колец наносят эллипсы. Цвет маркировочных знаков — отличный от цвета поверхности, на которую их наносят (белый или черный).
Маркировка вентиляционных закрытий во внутренних помещениях корабля может быть выполнена с применением фотолюминесцентных материалов. При этом фон фотолюминесцентной основы знака должен быть желтовато-белым, а при применении черного фона, цвет буквенного обозначения должен быть желтовато-белым. Указанная маркировка выполняется на фотолюминесцентной самоклеящейся основе: квадрате 130 × 130 мм или прямоугольнике со сторонами до 400 мм.
Маркировочные знаки наносят в непосредственной близости от средств ручного или дистанционного управления вентиляционным закрытием и на
грибках шахт вентиляции.
Приложение № 7
к Руководству (ст. 2.1.8.)
Трапы
Трапы служат для перехода людей с одной палубы на другую. Различают трапы: наружные и внутренние; нормальные, вестибюльные и забортные; наклонные, вертикальные и скоб-трапы; стальные, из легких сплавов, деревянные и пластмассовые. Конструкция трапов проста и ясна из рис. 76, 77, 78. Рекомендуемый наклон судовых нормальных трапов 55° к горизонту. У широких вестибюльных трапов в средней части имеется дополнительный поручень. Небольшие пассажирские суда, которые подходят носом к необорудованному берегу, снабжаются механизированным трапом. Его устанавливают в носовой части верхней палубы. Один конец трапа шарнирно крепят на палубе. Вращаясь вокруг точки закрепления, трап с помощью гидроцилиндра подается на берег и убирается на судно, при этом второй его конец движется по дуге окружности.
Литература
Двери классифицируются по следующим признакам: по месту установки — наружные и внутренние; по назначению — водогазонепроницаемые, противопожарные, проницаемые; по конструкции — створчатые и клинкетные; по материалу изготовления — стальные, деревянные, из легких сплавов, пластмассовые.
Водогазонепроницаемые двери (рис. 73) устанавливают на водонепроницаемых переборках, стенках надстроек и рубок, шахтах МО и т. Полотно двери штампуют из листовой стали толщиной 3—6 мм. По периметру двери укладывают фасонную прокладку из бензомаслостойкой резины. Задраивание происходит с помощью клиновых задраек на тягах, приводимых в движение ручками, расположенными с обеих сторон двери. Имеются и другие конструкции задраивания дверей.
Противопожарные двери устанавливают на противопожарных переборках, которые разделяют судно на противопожарные зоны. Противопожарная дверь — плоская пустотелая стальная коробка — имеет такую же противопожарную изоляцию, как и переборка, на которой она расположена.
Брызгонепроницаемые двери используются в «мокрых» помещениях (бани, гальюны, прачечные и т. Двери штампуют из стального листа толщиной 2—4 мм. По периметру полотна двери приклеивают резиновую полосу. Для запирания двери предусмотрен фалевый замок с защелкой.
Клинкетные двери (рис. 74) устанавливают на водонепроницаемых переборках в трюмах, твиндеках, МО. Стальное литое полотно двери перемещается в специальных вертикальных или горизонтальных направляющих с помощью валикового, реечного или гидропривода, приводимых в действие электромотором или вручную. Уплотнение между полотном и рамкой двери достигается прострожкой соприкасающихся поверхностей с последующей их пригонкой на краску. Централизованное управление клинкетными дверьми производится из рулевой рубки.
Маркировка водонепроницаемых, водогазонепроницаемых переборок и противопожарных закрытий
Каждому водонепроницаемому отсеку (трюму), танку (цистерне), коффердаму, шпангоуту и др. должен быть присвоен номер.
Нумерация водонепроницаемых отсеков (трюмов), танков (цистерн), коффердамов, шпангоутов и др. конструкций судна производится в соответствии с нумерацией, приведенной в Информации по аварийной посадке и остойчивости.
Каждой платформе и палубе, отделению и помещению присваивается наименование в соответствии с построечной спецификацией.
На всех дверях, люках (за исключением люковых закрытий трюмов), горловинах танков (цистерн), запорных устройствах судовой вентиляции, пробках замерных отверстий, головках воздушных труб танков заводом-строителем судна должны быть укреплены стационарные планки или сделаны надписи наименований помещений, куда они ведут, а для запорных устройств судовой вентиляции — принцип действия и наименование вентилируемого помещения, например, — «Вытяжная машинных помещений».
На палубе или фальшборте над каждой водонепроницаемой переборкой наносится маркировка: в числителе арабскими цифрами — номер переборки и в знаменателе римскими цифрами — номера отсеков, которые разделяет данная водонепроницаемая переборка. Начало стрелки указывает номер шпангоута водонепроницаемой переборки в корме, конец стрелки указывает номер водонепроницаемой переборки в носу; маркировка наносится на хорошо видимом месте белой краской размером 200×200 мм.
На каждом судне с обоих бортов должны быть нанесены:
Внутренний диаметр круга — 250 мм, высота букв и цифр — 100 мм, ширина штриха — 10 мм;
В машинных помещениях, гаражах, других больших помещениях судна и во всех их междупалубных пространствах, расположенных ниже летней грузовой марки для плавания судна в пресной воде, должны быть нанесены:
ПРИМЕЧАНИЕ. Судостроительные заводы знаки маркируют электросваркой.
Отнесение водонепроницаемых и противопожарных закрытий, горловин цистерн и запорных устройств судовой вентиляции к той или иной группе маркировки на эксплуатируемых судах определяется судовладельцем или капитаном судна, а на строящихся судах в соответствии с настоящим Наставлением и ОСТом — заводом-строителем.
Запорные устройства судовой вентиляции (главные электро- и турбовентиляторы) машинных помещений, не оборудованные фильтрами грубой очистки, маркируются буквой С.
Запорные устройства специальной судовой вентиляции, оборудованные фильтрами грубой очистки, фильтрами-поглотителями ФВУ, фильтрами тонкой очистки, а также фильтрами-противогазами на воздушных трубах танков (цистерн) пресной воды, маркируются буквой X.
Запорные устройства судовой вентиляции на вентиляционных системах, не вошедших в группы X и Б, маркируются буквой Т.
Вахтенные, выставляемые на период открытия помещений, имеющих маркировку Б и Т, обязаны:
На шкафчиках, выгородках для пожарных кранов (или на переборках вблизи их установки) и других местах на судне должны быть нанесены хорошо различимые поясняющие надписи.
Судовые трубопроводы должны иметь отличительные знаки и окраску.
Электрораспределительные щиты также должны иметь соответствующие условные обозначения.
Маркировка наружных закрытий устройств судовой вентиляции
4. Ваши действия при падении человека за борт.
В случае падения человека за борт принимаются следующие меры:
Первый, заметивший падение человека за борт, должен немедленно, полным голосом (или другим доступным способом) доложить об этом на мостик; одновременно выбрасывается с соответствующего борта спасательный круг со светящимся буйком или иное спасательное средство.
Обычно сигнал «Человек за бортом» подаёт вахтенный помощник, так как на любом судне организовано постоянное наблюдение за поверхностью моря. Но в случае, если человек оказался за бортом на глазах других членов команды (а не с другого судна), первый, кто это увидел, обязан бросить ему круг.
Естественно, нет смысла бросать спасательное средство, если человек дрейфует в бессознательном состоянии или находится дальше двух кабельтовых (один кабельтов — 185,2 м) от судна. Вообще при спасении человека за бортом чаще приходится не рассчитывать на его помощь и разумные действия, так как потерпевший, даже не потерявший сознание, находится обычно в полушоковом психологическом состоянии, к которому добавляется ещё и воздействие холода. С судна есть смысл бросить буй или любые средства (мячи, надувной матрас, пластиковые бутылки), чтобы отметить нужное место и не потерять его из виду при манёвре.
Закрытия лацпортов
Лацпорты—это большие отверстия в бортах судна или оконечностях, имеющие прямоугольную форму со скругленными углами (рис. 68). Лацпорты предназначены для горизонтальной погрузки и выгрузки грузов, посадки и высадки пассажиров. Закрываются лацпорты одностворчатыми или двустворчатыми крышками. Непроницаемость обеспечивается резиновыми прокладками, закрепленными по периметру крышки. Открывание-закрывание малых лацпортов производится вручную, больших — с помощью гидравлического устройства.
Маркировка дверей на судне по нбжс
М аркировка на корабле дверей, люков и горловин
Как маркируются на корабле двери, люки и горловины?
Все непроницаемые закрытия (двери, люки и горловины) приказе по кораблю разделяются на четыре категории: Б, З, П, Т (первые буквы слов «Боеприпасы», «Задраено», «Приказание», «Тревога» ). В приказе указывается, кто и за состояние каких горловин отвечает.
Размеры букв, их цвет и окантовка указаны в КУ ВМФ.
Буквой «З» обозначают горловины, ведущие в междудонные и бортовые отсеки, в кингстонные и эжекторные выгородки, в цистерны и т. Они должны быть всегда задраены, а горловины от кингстонных выгородок, подбашенных отсеков и цистерн питьевой воды, кроме того, запираться на замок.
Буквой «П» обозначают горловины на первой непрерывной палубе над ватерлинией, а также горловины ниже этой палубы, не вошедшие в группы горловин «Б» и «3». Они задраиваются ежедневно на ночь по сигналу «Задраить водонепроницаемые переборки», при приготовлении корабля к бою и походу, по тревогам, при совместном плавании кораблей, в узкостях, при входе (выходе) в порт, при плавании в тумане и во время шторма. Для обеспечения нормальных условий отдыха личного состава часть горловин с буквой «П», объявленная приказом по кораблю, по распоряжению дежурного по кораблю может быть вновь отдраена. На этих горловинах буква «П» наносится на фоне темно-синего круга.
Буквой «Т» обозначают горловины, расположенные выше первой непрерывной палубы над ватерлинией и не вошедшие в группы горловин «Б» и «З». Они задраиваются лишь по тревогам.
Маркировка дверей, крышек, люков и горловин.
5.5.2.3. Какова маркировка судовых трубопроводов и окраска баллонов?
Маркировка трубопроводов.Знакитрубопроводов разделяются на отличительные и предупреждающие. Отличительные знаки предназначены для обозначения проводимой среды, предупреждающие – для определения назначения среды и возможной опасности в ней.
Знаки наносятся на окрашенную поверхность трубопровода в виде цветных колец по окружности трубы. Ширина отличительных колец – 25 мм, предупрежда —
щих – 50 мм. Знаки наносят краской, липкой лентой. На прямолинейных участках трубопроводов расстояние между знаками должно быть не более 6м.
Трубопроводы должны окрашиваться в цвет поверхностей помещений, по которым они проходят.
Арматура противопожарных систем (насосы, трубопроводы, краны, клинкеты) должна окрашиваться в красный цвет.
Трубопроводы водяного отопления и паровые трубопроводы допускается окрашивать в серебристо- серый цвет.
МАРКИРОВКА И ЗНАКИ БЕЗОПАСНОСТИ
5.5.1. Каково смысловое значение цветовых символов в жизни человека?
Символическое кодирование информации имеет непосредственное отношение к проблеме безопасности жизнедеятельности и охраны труда на производстве и в быту. Это связано с тем, что символы, являясь разновидностью знаков воспринимаются человеком быстро и эмоционально, прочно сохраняясь не только в оперативной, но и в долговременной памяти. В качестве информационных кодов могут выступать различные средства: геометрические фигуры, условные знаки, звуковые сигналы, буквы и цифры, цвета.
Ассоциативные цепи, возникающие в результате восприятия цвета, являются и индивидуальными, отражая опыт каждого человека, и, даже в большей степени, общими для всех людей, что обусловлено физиологическими и глубинно – психологическими причинами: цвета существуют не сами по себе, а как свойство тех или иных вещей. Именно поэтому цветовое кодирование информации об опасности и безопасности является наиболее эффективным.
К символам опасности относятся, прежде всего, полихромные теплые цвета – красный и оранжевый. Красный – возбуждающий, экспрессивный, страстный, кричащий цвет. Он является самым активным и энергичным, вызывает ощущение тепла, глубоко проникая в ткани, увеличивая мускульное напряжение и кровяное давление – наблюдается усиление и учащение пульса. Красный используется в предупреждающих и запрещающих знаках. Назначение красного – «стоп», запрещение, явная опасность, обозначение пожарной техники. На судах в такой цвет окрашены сигнальные лампы, извещатели о наступлении аварийной ситуации, кнопки «стоп», внутренняя поверхность ограждающих кожухов, движущиеся и вращающиеся детали механизмов, средства для тушения пожаров и т. д.
Оранжевый — возбуждающий, шумный, кричащий, жаркий цвет, он стимулирует и слегка ускоряет пульсацию крови, не влияя при этом на артериальное давление. Основное значение этого цвета – опасность: явная или потенциальная. В оранжевый цвет окрашиваются спасательные средства, аварийное радиооборудование, колющие, режущие, обжигающие части машин и т. д.
Об опасности говорит и грязно – желтый цвет, являющийся символом лжи, измены, предательства, коварства, позора. Такое отношение к грязно — желтым оттенкам обусловлено тем, что они напоминают человеческие экскременты или цвет лица больного человека. «Замутненный», неяркий желтый цвет указывает на различные виды опасностей: глубокий вакуум, токсичность и т.д. Грязно – желтый цвет является также сигналом, активизирующим внимание и предупреждающим о возможных опасностях. Желто – черные знаки сигнализируют об опасности связанной с окисляющимися, едкими, радиоактивными, легковоспламеняющимися веществами. Этим сочетанием обозначаются любые опасные места на судне: открытые подвижные части производственного оборудования (торцевые части барабанов у брашпилей, шпилей, лебедок) и станков; рымы на подволоке; бортики, ограждающие выступы настила; комингсы дверей и горловин высотой более 380 мм и т.д. Символом опасности является и полихромный холодный фиолетовый цвет – тоскливый, печальный, гнетущий – сильнее, чем другой замедляет дыхание, ослабляет пульс, уменьшает физическую работоспособность, усиливает беспокойство. Подобное действие фиолетового цвета связано с тем, что это цвет грозовых туч и ураганов, опускающихся сумерек. На судне в него окрашиваются трубопроводы, по которым подаются кислоты и щелочи.
Негативным символизмом обладает и ахромный черный цвет – мрачный, устрашающий, опасный. Он производит сильное угнетающее и тормозящее действие, вызывая печаль, депрессию, страх. Основные ассоциации – ночь, тьма, земля, могила, хаос, тупик. На судне используется самостоятельно при покраске трубопроводов с загрязненными жидкостями, а также выступает в сочетаниях, ранее мы рассмотрели желто – черный цветосимвол. Используются и другие цветовые сочетания – желто — красное, красно – черное, красно – желто – черное. Красно – черными являются знаки, предупреждающие о возможной опасности транспортируемых или хранящихся легковоспламеняемых жидкостей, твердых веществ. В феврале 2007 г. МАГАТЭ ввело новый символ радиационной опасности: внутри красного треугольника черным цветом изображены волны, череп, скрещенные кости и бегущий человек.
Опасным цветом на судне является серебристо – серый цвет, в него окрашены паровые трубопроводы и водяного отопления. В коричневый цвет маркируют трубопроводы гидравлики, топлива, масла.
Символами безопасности являются полихромные холодные цвета – синий и голубой. Их назначение практически одинаково. Голубой — светлый, свежий, прозрачный, бодрящий, холодный цвет. Он способен снижать кровяное давление и мускульное напряжение, частоту и силу пульса. Голубой цвет успокаивает нервную систему и побуждает к размышлению. Синий — холодный, спокойный, монументальный цвет. Его психологическое действие такое же, как и голубого. Он вызывает доверие, преданность. Смысловое значение – предписание (предписывающие знаки), разрешение определенных действий членам экипажа. На судне в голубой цвет маркируют трубы, по которым прокачивают воздух, в синий – трубопроводы питьевой воды.
К символам безопасности принадлежит и зеленый цвет.Это–спокойный, уютный, «влажный», освежающий цвет, создающий впечатление покоя, уравновешенности, стабильности. Он повышает содержание ионов кальция в крови, уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры. Смысловое значение на судне – информация по спасательным средствам, аварийные выходы, места сбора, медицинский пункт. В зеленый цвет маркируют трубопроводы с забортной водой.
5.5.2. Назначение маркировок на судне?
Для предупреждения людей о возможной опасности в необходимых местах судна наносятся (вывешиваются) сигнальные цвета и знаки безопасности. В помещениях, в которых могут возникать опасные концентрации вредных или взрывоопасных газов и в которых хранятся ядовитые вещества, лакокрасочные материалы, нефтепродукты и т.п., на дверях должны быть нанесены предупреждающие знаки. Двери таких помещений, должны закрываться на замок, помещения вентилироваться.
На судах, имеющих знак автоматизации А1 или А2, над входом в машинное отделение и машинных помещениях на видных местах должны быть нанесены предупреждающие надписи «Осторожно! Механизмы запускаются автоматически». На входе в помещения холодильных камер и рефрижераторных трюмов следует размещать таблички с надписью «Осторожно – возможна утечка фреона». На дверях в малярное помещение должен быть нанесен знак: «Пользоваться открытым огнем запрещено»,
5.5.2.1.Какова маркировка шпангоутов и забортных отверстий?
При постройке судна конструктивный набор и забортные отверстия маркируются.
Каждому шпангоуту присваивается номер в соответствии с нумерацией, приведенной в Информации по аварийной посадке и остойчивости.
Нумерация шпангоутов обычно начинается от форштевня к корме, и в редких случаях – от ахтерштевня к носу. На некоторых судах нумерация начинается от мидель-шпангоута в сторону носа или кормы.
Номера шпангоутов должны наноситься по обоим бортам судна на внутренней части фальшбортов или на палубе у бортов судна, а так же в машинном помещении (МП). Номера наносятся синей или белой краской через каждые пять шпангоутов. Под номером шпангоута, находящегося на водонепроницаемой переборке, наносится черта. Высота цифр -100мм, ширина штриха- 10мм.
В МП, кроме нумерации шпангоутов, с каждого борта наносится линия, соответствующая летней грузовой ватерлинии для пресной воды.
На палубе или фальшборте над каждой водонепроницаемой переборкой наносится маркировка: в числителе арабскими цифрами – номер переборки и в знаменателе римскими цифрами – номера отсеков, которая разделяет данная переборка. Начало стрелки указывает номер шпангоута водонепроницаемой переборки в корме, конец стрелки номер водонепроницаемой переборки в носу.
Маркировка наносится белой краской размером 200×200мм.
Забортные отверстия (кингстоны и др.) обозначаются кругом, разделенным по горизонтали чертой. В верхней части круга указывается первая буква наименования отверстия, а в нижней — расстояние в метрах от кромки верхней палубы до верхней кромки отверстия. Внутренний диаметр круга- 250мм; высота букв, цифр- 100мм, ширина штриха- 10мм.
5.5.2.2. Какова маркировка и порядок задраивания водогазонепроницаемых и противопожарных закрытий?
Водогазонепроницаемыми закрытияминазываются двери, люки, горловины и другие закрытия, установленные на конструктивных элементах судна, с целью исключения проникновения через них воды и газов.
Противопожарные закрытия – это двери, люки и другие закрытия, установленные на огнестойких и огнезадерживающих конструктивных элементах судна, равноценные им по огнестойкости, препятствующие распространению пожара и дыма по судну, создающие условия для безопасной эвакуации людей из судовых помещений и способствующие успешной борьбе с пожаром (водой).
Каждому водонепроницаемому отсеку, танку, коффердаму, и др.должен быть присвоен номер. Каждой платформе и палубе, отделению и помещению присваивается наименование.
На всех дверях, люках (за исключением люковых закрытий трюмов), горловинах танков (цистерн); пробках замерных и приемных отверстий; головках воздушных труб танков должны быть укреплены планки или сделаны надписи наименований помещений и куда они ведут, а для запорных устройств судовой вентиляции – принцип действия и наименование вентилируемого помещения, например, — «Вытяжная машинных помещений». На каждой противопожарной двери в районе ручного привода должна быть помещена надпись на русском и английском языках, поясняющая порядок закрытия и открытия дверей.
Маркировка наносится на наиболее видном месте крышек люков, горловина и дверей со стороны привода задраивания. Если синий цвет не контрастирует с поверхностью, маркировка наносится светло- голубой краской.
Световые люки (рис. 71)
Они расположены над помещениями, которые находятся далеко от борта и которым нужно обеспечить естественное освещение и вентиляцию (шахты МО, камбузы, продольные коридоры и т. В некоторых случаях через световой люк устраивают аварийный выход на верхнюю палубу. К корпусу светового люка крепят откидную крышку, в которой установлены глухие иллюминаторы с прутковым ограждением. Крышки некоторых световых люков (например, шахты МО) открываются или закрываются дистанционно с помощью механического привода.
Укажите маркировки судовых дверей крышек люков и горловин которые должны быть всегда задраены
Противопожарные закрытия— это двери, люки и другие закрытия, установленные на огнестойких и огнезадерживающих конструктивных элементах судна, равноценные им по огнестойкости, препятствующие распространению пожара и дыма по судну, создающие условия для безопасной эвакуации людей из судовых помещений и способствующие успешной борьбе с пожаром.
На всех дверях, люках (за исключением люковых закрытий трюмов), горловинах танков (цистерн); пробках замерных и приёмных отверстий; головках воздушных труб танков должны быть укреплены планки или сделаны надписи наименований помещений и куда они ведут.
Маркировка наносится на наиболее видном месте крышек люков, горловин и дверей со стороны привода задраивания (таблица1. Если синий цвет не контрастирует с поверхностью, маркировка наносится светло-голубой краской.
Таблица 1. Маркировка дверей, крышек люков и горловин
Маркиро-вочный знакЦвет маркиМаркируемые закрытияПорядок задраивания (отдраивания) по тревогам СинийДвери, крышки люков и горловин, ведущих в грузовые танки на танкерах, в аккумуляторные, помещения с пиротехникой и кладовые взрывчатых и легковоспламеняющихся веществВсегда задраены СинийДвери, крышки люков и горловин, ведущих в междудонные и бортовые отсеки, в цистерны с балластом, топливом, пресной водой, в дифферентные танки, форпик, ахтерпик, коффердамы, кингстонные и эжекторные выгородиВсегда задраены СинийПомещения а и ниже главной палубы, не вошедшие в группы «Б» и «3». Задраиваются по общесудовой тревоге СинийПомещения выше главной палубы, не вошедшие в группу «Б», а также газонепроницаемые и противопожарные двери по всему суднуЗадраиваются по общесудовой тревоге только при наличии химической, радиационной и пожарной опасности Синяя буква на фоне красного квадратаПровизионные и рефрижераторные помещения, расположенные на и ниже главной палубыЗадраиваются по общесудовой тревоге раньше всех других наружных закрытий Синяя буква на фоне красного квадратаПровизионные и рефрижераторные помещения, расположенные выше главной палубыЗадраиваются в первую очередь по общесудовой тревоге только при наличии химической, радиационной и пожарной опасности
Маркировка и порядок задраивания запорных устройств судовой вентиляции.
Наружные запорные устройства судовой вентиляции— это двери и крышки шахт, грибовидные головки, клинкеты, задвижки и другие устройства, установленные на воздухопроводах с целью герметизации помещений.
На каждом вентиляционном закрытии прикрепляется планка с указанием принципа действия и наименования вентиляционного помещения, например: «вдувная, кладовая».
Маркировка наносится на вентиляционном закрытии со стороны привода задраивания, а при неудобности нанесения и малых размерах закрытия — на близкорасположенных конструкциях (таблица 3). Цвет маркировки белый или чёрный. Размер знаков аналогичен размерам маркировки дверей и горловин.
Примечание. Иллюминаторы помещений, закрытия которых имеют маркировку Б, П, Т задраиваются одновременно с этими закрытиями.
Таблица 1. Маркировка запорных устройств судовой вентиляции
МаркировкаЦвет маркировкиПорядок задраивания (отдраивания) и нанесение маркировки 1. Маркировка водогазонепроницаемых и противопожарных закрытий синийНа закрытиях, ведущих в помещения для хранения взрывчатых веществ (крюйт-камеры, шкафы с пиротехническими средствами и т. ) и легкого топлива (бензин, керосин), в ангары, гаражи, аккумуляторные помещения. Закрытия должны быть всегда задраены и при отсутствии в них людей заперты на замок. Закрытия могут быть отдраены только заведующими помещениями с разрешения вахтенного помощника капитана в случаях: производства грузовых операций; вентиляции и охлаждения помещений; производства работ в помещениях; осмотра помещений вахтенной службой; прохода членов экипажа по общесудовой тревоге. На период, когда закрытие отдраено, обязан присутствовать заведующий помещением или должна выставляться специальная вахта О вскрытии и задраивании закрытий делается запись о судовом журнале. На закрытиях, ведущих в междудонные и бортовые отсеки, в кингстонные и эжекторные выгородки, в танки (цистерны) топлива, масла и пресной воды, в балластные, креновые и дифферентные танки (цистерны), в форпик, ахтерпик, коридор электро- и трубопроводов. Закрытия должны быть всегда задраены, а ведущие и кингстонные и эжекторные выгородки при отсутствии в них людей должны быть заперты на замок. Закрытия отдраиваются только членами экипажа, в заведовании которых они находятся: в кингстонные и эжекторные выгородки, в коридор электро- и трубопроводов — с разрешения главного (старшего) механика; в танки (цистерны) пресной воды, балластные, креновые и дифферентные танки, в форпик и ахтерпик — с разрешения старшего помощника капитана. На период, когда закрытие отдраено, обязан присутствовать заведующий помещением или должна выставляться специальная вахта. О вскрытии и задраивании закрытия делается запись соответственно в машинном или судовом журналахНа закрытиях, расположенных выше палубы переборок, не вошедших в группы закрытий с маркировками «Б» и «З». Закрытия, имеющие маркировку «Т», и все иллюминаторы этих помещений должны быть задраены по общесудовой тревогеНа закрытиях, расположенных в палубе переборок и ниже и не вошедших в группы закрытий с маркировкой «Б» и «3». Закрытия с маркировкой «П» и все иллюминаторы помещений, имеющие такие закрытия, должны быть задраены: а) по приказанию вахтенного помощника капитана в случаях: плавания в штормовых условиях и ограниченной видимости (туман, снегопад, ливень и т. ); прохода в узкостях (проливах, каналах, речных акваториях и т. ); входа (выхода) в порт, шлюз, док т. ; плавания в районах интенсивного судоходства; буксировки; отсутствия постоянного наблюдения за закрытием; б) по общесудовой тревоге синий синий на фоне красного квадрата 2. Маркировка наружных закрытий устройств судовой вентиляции Белый или черный
No comment